Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
16
жения — «нищие по духу» (т. е. добровольно) 23. Рече-
ние «блаженны кроткие...» восходит к ветхозаветному
псалму: «А кроткие наследуют землю и насладятся
множеством мира» (36.11), которому в христианском
писании придан эсхатологический смысл (имеется в
виду: наследуют землю после Страшного суда). Оба
этих речения приведены у Матфея, по всей вероятно-
сти, в наиболее ранней версии, восходящей к иудео-
христианским записям. В Евангелии от Луки в соот-
ветствии с его общей тенденцией сочувствия к бедня-
кам 2\ выделения темы сострадания — речения упро-
щены: блаженны просто голодные и жаждущие; нет
цитаты из ветхозаветного псалма 25. У Фомы в речение
о преследуемых (оно у него продублировано) вставле-
ны слова «те, которые познали Отца в истине» (т. е.
речь идет не о преследуемых вообще, а о тех, кто
познал «истину»). Кроме того, в Евангелии от Фомы
прибавлено обещание блаженства «избранным» (в
духе гностических учений): «Блаженны единственные
и избранные, ибо вы найдете царствие. Ибо вы от
него, (и) вы снова туда возвратитесь» (54). Характер-
но, что это речение помещено в тексте раньше речения
о блаженстве бедным: оно как бы дает направление
для толкования тех речений, текст которых остался
без особых изменений (не просто бедные, но такие,
которые «избраны»).
Примеры подобного использования речений в
разных контекстах будут приведены дальше в связи с
разбором конкретных апокрифов. Они показывают, что
сама по себе запись не воспринималась как священ-
ный текст, священными были слова, приписанные
Иисусу. Эти слова можно было толковать, открывать
их истинный, с точки зрения данного проповедника,
смысл. Порядок записи не имел значения, речения
даже иногда разделялись 26. Такое использование ре-
чений неизбежно вело к расхождению традиции, кото-
рое особенно должно было усилиться после пораже-
ния 1 иудейского восстания, разрушения храма, унич-
тожения и рассеяния иерусалимской христианской
общины, которая, если судить по посланиям Павла,
претендовала на обладание наибольшим авторитетом в
вопросах вероучения.
Разброд среди христиан после разгрома восста-