Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-ате1
библиотека
168
пали исключавшие друг друга принципы. Действитель-
но, христианские представления и образы наряду с
представлениями и образами иного происхождения
постоянно встречаются в том, что называют гности-
ческими учениями, которыми во II и III вв. увлека-
лись в самых разных местах Средиземноморья. Сме-
шение отражалось в памятниках письменности и
изобразительного искусства. Не только до, но и после
соборов IV в., на которых формулировали символ
веры, гностическое умонастроение уживалось с хрис-
тианской образностью, словарем. Даже в средние
века и новое время у писателей, считавших себя
приверженцами христианского вероучения, подчас
уловимы отзвуки гностических умонастроений.
О том, что есть гностицизм, каково его отноше-
ние к раннему христианству, написано очень много.
Нельзя уйти от этой темы, работая с такими перво-
классными источниками, как документы из Наг-Хам-
мади.
В гностицизме проявляется умонастроение, окра-
шенное переживанием человека своей тождественнос-
ти абсолютному, присущее, например, культуре Древ-
ней Индии. Специфику же составляет то, что при
этом умонастроении определяющей стала тема зна-
ния — самопознания. Убежденность в своей тожде-
ственности абсолютному отвращала гностика от со-
циальности, ориентированной на признание других,
влекла его к самоуглубленности, к медитативной
активности. Это умонастроение искало средств не
только понять и обосновать, но и пережить в лич-
ном опыте свою продолженность в мироздании, не-
отграниченность от его основ. Особая роль личного
опыта препятствовала созданию единого учения, более
или менее твердой догматики. Вероятно, именно мно-
гообразие чуждых мнений побудило Иринея сравнить
«множество гностиков» с грибами, появившимися из
земли (Против ересей. 1.29.1).
Гностическое умонастроение выражает себя на
языке мифов и философских спекуляций, в особен-
ностях поведения людей. Но именно потому, что это
для данного умонастроения только средства его вы-
ражения, гностицизм легко допускал в своих текстах
смешение понятий, образов и представлений, восхо-