Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы др«|
167
осведомленность Иринея относительно критикуемых
им учений. Вопрос о том, чем было собрание Наг-
Хаммади, потерял свой в известной мере умозритель-
ный характер после того, как был проделан тщатель-
ный палеографический анализ ряда кодексов, обсле-
дованы их переплеты. И хотя многое еще остается
неясным, история рукописей из Наг-Хаммади приобре-
тает все более конкретные очертания.
С находкой текстов оказалось возможным пере-
смотреть представление об этической позиции гнос-
тиков, опиравшееся в основном на крайние свидетель-
ства их противников, прежде всего Епифания. Фрон-
тальное изучение источников обратило историков к
проблеме идеологии гностического движения.
Некоторые предположения, высказываемые в
первое время после открытия в Наг-Хаммади, не под-
твердились. Например, стало очевидным, что рукописи
достоверно освещают расцвет гностических учений, а
не их возникновение. Но у исследователей остается
возможность по произведениям, относящимся к более
позднему периоду, реконструировать первоначальный.
В одной работе невозможно даже вкратце наме-
тить те разнообразные проблемы, к изучению которых
побуждают документы из Наг-Хаммади. Поэтому во
II части книги предпринята попытка исследовать те
из них, которые привлекли наибольшее авторское вни-
мание. Такой проблемой является, в частности, отно-
шение гностицизма к христианству первых веков его
существования.
У специалистов, изучающих позднеантичную
культуру, постоянно возникает потребность уяснить
себе отношение гностицизма к христианству. В нашем
понимании гностицизм и христианство противостоят
друг другу. Этому не противоречит то обстоятельство,
что те, кого ересиологи II—III вв. изобличали как
гностиков, сами себя могли именовать христианами.
Мы не согласны с учеными, считающими, что нельзя
говорить о гностицизме как об особом явлении уже
и ОП
относительно доникеиского христианства .
Споры о вере и знании, о творении мира и месте
в нем человека с жаром велись в эпоху поздней ан-
тичности. В них обнаруживалось коренное расхож-
дение, с большей или меньшей отчетливостью просту-