Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научмо-атмстаческаа
6i6jhотека
166
сходились на том, что, определяя гностицизм в ка-
честве системы, они предлагали систему, конструи-
руемую ими самими. Чем обобщеннее мыслились ее
особенности, тем заметнее становился уход исследо-
вателей от конкретной истории в философию или
психологию, литературоведение или космологию.
Нельзя сказать, что их усилия были бесполезны
для обогащения этих дисциплин: открывался простор
параллелям апофатических описаний единого и линг-
вистических наблюдений Л. Витгенштейна, гности-
ческой космологии и гипотез современной физики о
парности и непарности, идентификации человека в
древних текстах и пути психоанализа. Но все это
скорее бросало свет на значимость гностицизма как
явления культуры, чем вводило его изучение в кон-
кретно-исторический контекст.
Однако тяга к историческому рассмотрению
проблемы никогда не исчезала даже у тех исследова-
телей, которые отдали дань веянию времени. Посте-
пенно, когда сенсация по поводу открытия документов
из Наг-Хаммади улеглась и эффектные предположе-
ния уступили место вполне академическому изучению
текстов, история взяла реванш. Чаще стали разда-
ваться голоса в пользу менее «концептуализирован-
ного подхода» к гностицизму |6, слышались настоя-
тельные призывы, вернувшись к скрупулезному ана-
лизу источников, выяснить точнее и с учетом недавно
найденных произведений, что же сами древние пони-
мали под словами «гносис» и «гностики» '7.
На этом пути сделано немало. Прежде всего пол-
ное издание фотокопий всех текстов Наг-Хаммади |8 по-
зволило ученым работать как бы с подлинником,
уточнять чтение, пересматривать восстановления испор-
ченных мест и т. д. Появились первоклассные моно-
графические исследования отдельных документов с
переводами, разнообразными комментариями, парал-
лельными местами. Рассматривая эти памятники как
собственно исторические источники, такие работы спо-
собствовали переосмыслению ранее незыблемых в
историографии представлений о гностицизме. Утратила
цену дробная классификация гностических учений,
основанная на некоторых описаниях, сделанных их
противниками 19. Вместе с тем подтвердилась хорошая