Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокршфы древния христиан

так или иначе касались гностицизма, самое прямое
отношение к этой теме имело открытие коптских рукопи-
сей. С находкой в Египте у исследователей появи-
лась надежда, что рукописи из Наг-Хаммади не только
помогут разобраться в сущности гностицизма, его про-
исхождении, отношении к другим религиозным и фи-
лософским течениям древности, но и прольют, быть
может, неожиданный свет на историю раннего хрис-
тианства.
Наметим направления, по которым велась в
новейшей историографии разработка проблемы гнос-
тицизма ". Кроме попыток выделить в гностицизме
некое неизменное мировоззренческое начало (Г. Ионас,
А. Ш. Пюэш), обнаружить психологическую основу его,
связав существование этого явления с процессом
идентификации человеком своего Я (К. Юнг и его
последователи), были сделаны шаги в сторону исто-
рической или историко-религиозной интерпретации.
Так, оставаясь в пределах хронологически ограничен-
ного периода, Ж. Киспель противопоставил знаме-
нитому определению А. Гарнака (гностицизм — это
«острейшая эллинизация христианства» |2) другое,
сводящееся к тому, что «гностицизм есть христиани-
зация греческой философии и восточного мистицизма
на основе евангелия» (ср. это с точкой зрения
Г. Ионаса на гносис как на «дух поздней античное
ти» н). Надо учитывать, что такое общее понятие,
как христианство, с помощью которого пытались
определить гностицизм, авторы раскрывали по-раз-
ному.
На Международном коллоквиуме в Мессине в
1966 г. был выдвинут тезис, гласящий, что определить
происхождение гностицизма означает определить его
сущность |5. Но однозначно установить это оказалось
совершенно невозможным, поскольку в учениях, свя-
зываемых в свидетельствах древних с гностиками,
представлена смесь самых разнообразных начал.
К наиболее обсуждаемым в литературе о гнос-
тицизме вопросам принадлежат следующие: о време-
ни и месте его распространения, о корнях и, наконец,
о его характере, вернее, о наборе признаков, по ко-
торым его надо описывать, об отношении понятий
«гносис» и «гностицизм». Ученые довольно дружно