Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научио-атемстическая
библиотека
164
очевидностью в работах Р. А. Липсиуса «Критика
источников Епифания»7 и А. Гарнака «История
догматов» 8. Они положили начало критическому изу-
чению источников и созданию на этой основе нетра-
диционной концепции того, что такое гностицизм 9.
Со времени Гарнака стали обсуждаться вопросы о
том, какое место в гностицизме занимает философия,
какое — религия, проходит ли он путь развития от
философии к религии или наоборот, каковы его суть
и происхождение, какую роль при этом играют ан-
тичное наследие, христианство, иудаизм, зороастризм,
вавилонская и древнеегипетская культуры. Из явле-
ния, поначалу описываемого в пределах истории
раннехристианской церкви (ересь), гностицизм пре-
вратился у сторонников компаративистской школы
в явление, возникшее до и вне христианства, лишь
позднее повлиявшее на последнее и в свою очередь
воспринявшее его влияние. Ученые почувствовали
настоятельную необходимость определить черты фе-
номена, называемого ими гностицизмом (или гноси-
сом), границы которого они готовы были раздвигать
все дальше и дальше. Встал вопрос о генетической
или типологической связи гностицизма со многими
явлениями мировой культуры |0.
На разработку столь широко понимаемой проб-
лемы оказывали воздействие перемены в методике
исследования, увлечение компаративистикой, феноме-
нологией, семиотикой, попытки использовать при
обсуждении сущности тех или иных явлений культуры
достижения психологии и проч. Все это, как и много-
численные трудности, связанные с критикой источни-
ков и давно известных, и в небывалом числе откры-
ваемых с конца XIX в., сделало проблему гностицизма
одной из наиболее сложных, интересных и спорных
в истории мировой культуры, но едва ли приблизило
к завершению ее разработку.
Но база источников, привлекаемых для ее разре-
шения, ширилась; с того времени, как в поле зрения
ученых оказались герметические, манихейские, мандей-
ские документы, вопрос о гностицизме становился все
более общим, исследователи выходили далеко за пре-
делы истории раннего христианства. Однако из всех
рукописных находок первой половины XX в., которые