Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
160
2 Сходство между сказаниями о детстве Иисуса и детстве
Кришны наводит на мысль о влиянии этих сказаний друг на друга,
скорее всего индийских сказаний, пришедших к христианам через
Ближний Восток. По христианской легенде Фома проповедовал
в Индии.
3 По словам Иринея (Против ересей. 1.7.2), гностики (во
всяком случае некоторые группы, которые можно причислить к
ним) считали Иисуса состоявшим из нескольких элементов: из
духовного, душевного, телесного, в него входил также «незримый
Спаситель», который затем, во время допроса Пилатом, вышел,
ибо он был непричастен страданиям; страданиям было причастно
душевное и телесное начало, но тело его было сотворено особым
образом («неизреченным искусством»).
* Smidt С. Pistis Sophia: Ein gnostisches Originalwerke des
3. Jahrhunderls. В., 1925. S. 89—90.
5 В Апокалипсисе Петра наказание несут: хулившие путь
справедливости, извращавшие справедливость, убийцы, прелюбо-
деи, лжесвидетели, богачи, не пожалевшие сирот и вдов, ростов-
щики, люди, поклонявшиеся идолам, вероотступники {«оставившие
путь бога»), женщины, сделавшие себе выкидыш (частичный пере-
вод Апокалипсиса Петра см.: Ранович А. Б. Первоисточники по
истории раннего христианства. М., 1933) Интересно отметить, что
в Апокалипсисе Иоанна нет детализированного перечня грехов,
там говорится о наказании всех нераскаявшихся язычников.
6 См., например. Второе послание к Фессалоникийцам, где
упомянуты члены христианской общины, поступающие «бесчинно»
(3.11); в Первом послании к Коринфянам упоминаются блудники,
лихоимцы, блудоречивые, пьяницы, какими «были некоторые из
вас» (6.9—11).
7 К началу IV в. среди христиан было много людей, зани-
мавших муниципальные должности и даже должности жрецов
Эльвирский собор 305 г специально рассматривал вопрос об этих
людях.
* Во II в. происходили локальные гонения и преследования,
Игнатий, епископ антиохийский, арестованный во время одного из
таких преследований, обратился с посланием к римлянам, где про-
сил римских христиан не заступаться за него, чтобы он мог по-
гибнуть за веру.
9 Например, там описано, как значки легионов, которые
держали римские воины, сами собой согнулись и поклонились
Иисусу, когда его вели на допрос