Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокряфы древииж жрнстман
139
Ван-ден-Берг Ван-Эйсинга считал это евангелие греческой пере-
работкой первоначального арамейского евангелия (см.: Ван-ден-
Берг Ван-Эйсинга. Первоначальная христианская литература.
М., 1929. С. 12). Даньелу считает Евангелие от Петра одним из
ранних иудео-христианских евангелий (Ор. cit. Р. 31 — 32).
21 Ориген. Contr. Cels. IV. 22.
23 Harnack A. von. Bruchsslucke des Evangeliens und der
Apocalypse des Petrus. Leipzig. 1893. S. 36.
Интересно, что сохранилось раннесредневековое изобра-
жение Христа, вручающего книгу (евангелие?) апостолу Петру
(Leipoldt /., Moren S. Heilige Schriften. Leipzig, 1953. Taf. 12).
Протоевангелие Иакова
' История всемирной литературы.. Т. 1. М., 1983. С. 511.
2 Отзвук того, что Мария не воспринималась первоначально
как дева, содержится в словах Евангелия от Матфея (1.25) о том,
что Мария родила первенца (Иисуса).
Полемика с этой легендой содержится в гностическом
Евангелии от Филиппа: сНекоторые говорили, что Мария зачала
от духа святого. Они заблуждаются. Того, что они говорят, они
не знают. Когда (бывало, чтобы) женщина зачала от женщины?»
Для автора этого евангелия «дух» (как в арамейском еванге-
лии) — женское начало. Но при этом Филипп пишет: «Мария —
дева, которую сила не осквернила» (17). По-видимому, автор
вообще не признавал плотского рождения Иисуса.
4 С точки зрения хронологии (если принимать церковную
дату рождения Иисуса) существование у Иосифа взрослых сыно-
вей к моменту рождения сына Марии очень мало вероятно: Иаков
погиб в 62 г., причем нигде не сказано, что он был очень стар.
5 «И жена облачена была в порфиру и багряницу, укра-
шена золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала зо-
лотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою
блудодейства ее» (Откр. Ин. 17:4).
6 См. в Ветхом завете: жене, подозреваемой в измене, жрец
дает выпить «горькую воду, наводящую проклятье» (Числа. 5.24).
7 Ср. другой вариант имени отца Захарии в Евангелии евре-
ев (и комментарии к этому месту).
* Самостоятельность предания об Иоанне следует, в част-
ности, из того, что Ирод видит в нем мессию, будущего царя Из-
раиля.
9 См.: Кобяк Н. А. Индексы «ложных» и «запрещенных»
книг и славянские апокрифические евангелия. М., 1983.
10 Так, в «Метаморфозах» Апулея герой их Луций обраща-
ется к Исиде как к «вечной заступнице рода человеческого», «ох-
ранительнице смертных», «матери несчастных» (Met. XI.25).
Евангелие детства (Евангелие от Фомы)
1 Хотя, как будет показано ниже, в этом произведении видно
влияние гностиков, ничего общего у него с хенобоскйонским Еван-
гелием от Фомы нет.