Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
15
сано на греческом, а затем переведено на коптский.
Не исключено, что логии из Оксиринха представляют
собой фрагменты этого евангелия (или его варианта).
Некоторые речения в Евангелии от Фомы близки к ре-
чениям новозаветных евангелий и тоже, по мнению
американского исследователя Эдвардса, восходят к Q.
Когда были записаны речения, сказать с точностью
трудно, возможно, перед I иудейским восстанием, во
всяком случае до создания евангельских рассказов,
которые были записаны уже после разгрома Иеруса-
лима. Первые записи, поскольку они фиксировали сло-
ва Иисуса, по всей вероятности, были анонимны. Как
и цитаты из ветхозаветных книг, эти речения вставля-
лись в устные проповеди в разный контекст и в разных
вариантах.
Вероятно, к самым ранним логиям восходят зна-
менитые речения из Нагорной проповеди Евангелия от
Матфея: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Цар-
ство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешат-
ся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они
насытятся» (5.3—6). Они имеют аналогии в Еванге-
лии от Луки и в Евангелии от Фомы (в последнем
они приведены в виде отдельных, не связанных друг
с другом речений). Сопоставление этих трех евангелий
позволяет ясно представить себе, как использовались
речения различными авторами: «...блаженны нищие 2|,
ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие
ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо
воссмеетесь» (Лк. 6.20—21). «Иисус сказал: Блажен-
ны бедные, ибо ваше царствие небесное; Иисус сказал:
Блаженны вы, когда вас ненавидят (и) вас преследу-
ют. И не найдут места там, где вас преследовали;
Иисус сказал: Блаженны те. чоторых преследовали
в их сердце; это те, которые познали Отца в истине.
Блаженны голодные, потому что чрево того, кто жела-
ет, будет насыщено» (Фома. 59, 72, 73).
В основе всех этих эсхатологических обещаний
лежит возглашение блаженства нищим (бедным), го-
лодным, преследуемым. Выражение Матфея «нищие
духом» соответствует аналогичному выражению из
кумранской рукописи (возможный вариант чтения —
кроткие духом) 22. Одно из объяснений этого выра-