Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
157
21 Русская православная церковь на этом основании назы-
вает апостола Андрея Первозванным. Согласно поздней легенде,
Андрей проповедовал в северном Причерноморье и даже дошел
до Киева и Новгорода. Особое почитание Андрея противостояло
особому почитанию Петра римско-католической церковью.
О существовании христиан в Палестине во II в. свиде-
тельствует Лукиан в своем произведении «О кончине Перегрина».
Герой этого произведения — бродячий философ Перегрин примкнул
к палестинским христианам. Когда он был посажен в темницу,
к нему приезжали посланцы христиан Малой Азии, что указывает
на тесные связи христиан Палестины и Малой Азии.
23 О времени и месте возникновения иудео-христианских
евангелий см.: Danielou J. Op. cit. P. 68. Эрхардт считает, что
первоначальный текст Евангелия евреев был создан между 65 и
100 гг. (Erhardt A. A. Op. cit. S. 363).
24 Pines Sh. The Jewish Christians of Early Cenluares of
Christianity according to New Source. Ierusalim, 1966.
25 Толанд Д. Назарянин, или иудейское язычество и маго-
метанское христианство//Английские материалисты XVII в. Т. 1.
М., 1967. С. 241—250.
26 Pines Sh. Op. cit. P. 70—77.
Евангелие от Петра
1 См.: Мк. 1.16. Согласно Евангелию от Иоанна, первым
за Иисусом пошел Андрей, который затем привел брата своего
Симона, названного Иисусом Кифой (1. 41—42).
2 В других новозаветных евангелиях право прощать грехи
дано Иисусом всем апостолам (Ин. 20.23); в Первом послании
к Коринфянам (3.11) символом камня, положенного в основание
веры, предстает сам Иисус, тот же образ (камень в основании —
Иисус) употреблен в Первом послании, автором которого церковь
считает Петра (2.4).
3 В различных преданиях Петр выступает как проповедник
в разных регионах Римской империи — в Антиохии Сирийской, в
Малой Азии, оттуда отправился в Рим, где был распят на кресте
во время преследований христиан императором Нероном (об этих
преследованиях см.: Тацит. Annates. XV. 44). В Новом завете о
пребывании Петра в Риме ничего не сказано; Первое послание
Петра адресовано христианам малоазийских провинций (1.1).
4 Возможно, в этом сравнении отражено иудео-христиан-
ское представление об Иисусе как о праведном человеке.
5 В частности, разрабатывался сюжет о борьбе Петра с
Симоном Магом, который считался основателем секты снмониан,
по учению близких к гностикам. Симон упомянут в «Деяниях апосто-
лов» (8.9—24); о нем рассказывали и христианские писатели
II—III вв. (Юстин, Ипполит).
6 Ориген. Com. in Mallh. 10.17.
7 «Книгой Иакова» Ориген называет рассказ Иакова о дет-
стве Марии, обычно называемый в научной литературе Протоеван-
гелие Иакова. В нем Иосиф говорит перед женитьбой на Марии,
что у него уже есть сыновья (9:2)— см. ниже.
8 Haeraetic. Fabularum Compend. II.