Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
156
8 Danielou J. Op. cit. P. 33 (. См. также: Apocryfy Novego
Testamcnlo. P. 96.
' Erhardt A. A. Iudeo-Christians in Egypt: The Epistulae
Apostolorum and the Gospel of Hebrews//Sludia Evangelica. Bd 3.
В., 1963. S. 361.
10 Отрывки из иудео-христианских евангелий собраны в книге:
Preuschen E. Op. cit. S. 11 —16. Е. Прсушен придерживается трех-
членного деления иудео-христианских евангелий.
" Наиболее ясно такое восприятие знамения с голубем выра-
жено в Евангелии от Иоанна: там Иоанн Креститель сразу признает
Иисуса Сыном божиим и говорит своим ученикам: «Я видел Духа,
сходящего с неба как голубя и пребывающего в Нем» (1.32).
12 Подробнее об этом см.: Вейнберг И. П. Человек в куль-
туре древнего Ближнего Востока. М., 1986. С. 125—126.
IJ В Евангелии от Иоанна ко всем уверовавшим в Христа
применено выражение «дети Божии» (1.12—13): «...верующим во
имя Его дал власть (право — греч. 'e^ouxia) быть чадами Божиими,
которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но
от Бога родились» — здесь выражена по существу та же идея
истинного, духовного рождения.
14 Такое отношение к жертвоприношениям появилось в среде
переселенных в Вавилонию иудеев после разрушения Первого
храма Навуходоносором.
15 В тексте Септуагинты, который цитируется в послании,
вместо слова «тело»"(аш|кх) стоит слово «уши» (onria) — «ты открыл
мне уши». Смысл фразы в Послании к евреям заключается в том, что
Иисус принес в жертву свое тело и тем самым сделал ненужными
все жертвоприношения.
16 В греческом тексте — той Xevouivov, т. е. «о котором
говорят», что он Христос. Иосиф Флавий знал об Иисусе, но, как
правоверный иудей, мессией его не признавал. Место это, без сомне-
ния, подлинное: верующий переписчик, если бы он делал вставку,
не мог употребить оборот, ставивший под сомнение мессианство
Иисуса. Ср. со свидетельством Флавия об Иисусе, дошедшим в
арабском переводе (см.: История древнего мира/Под ред. И. М. Дья-
конова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. Т. IV. М., 1983. С. 117)
17 Об Иуде, брате Иисуса, упоминает Евсевий Кесарийскнй.
Он пишет о преследованиях, которым подверглись его внуки.
18 Упоминание братьев и сестер Иисуса вызвало споры среди
христианских писателей. Ориген считал их детьми Иосифа от
первого брака; ортодоксальная церковь утверждает, что это —
двоюродные братья Иисуса, хотя греческое слово 'абеЯфод применя-
ется прежде всего к родным братьям.
19 Отзвук этой традиции можно увидеть в Первом послании
к Коринфянам (15.7). Там сказано, что Иисус явился Иакову,
но в отличие от апокрифа после ряда других явлений.
20 В «Деяниях апостолов» (главы 22—26) подробно рас-
сказывается о пребывании Павла в Палестине, о споре его с иуде-
ями; он был арестован римскими провинциальными властями, чтобы
спасти его от разъяренной толпы. В конце концов Павел, обла-
давший римским гражданством, был отправлен в столицу импе-
рии для решения своей участи. Провинциальный наместник не
рискнул сам осудить римского гражданина (в восточных провин-
циях в I в. римских граждан было немного).