Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Алошрафы дрсши lpi
155
Иисус. Если вы не отречетесь от мира, не обретете царства божия;
если вы не будете соблюдать субботу, не увидите Отца».
5 В том же Евангелии от Луки Иисус, оправдывая своих
спутников, срывавших в субботу колосья, сказал: «...Сын Чело-
веческий есть господин и субботы» (6.5).
6 Apocryfi Novego Teslamenlo. Lublin, 1980. P. 96.
7 Речь идет о горе около Самарии, которую считали свя-
щенной самаритяне, не признававшие Иерусалимского храма; в
свою очередь иудеи не считали самаритян единоверцами.
8 См.: Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983. С. 143.
9 В новозаветных текстах, при всей очевидной близости
учения первых христиан к кумранитам, видна полемика между
последователями Иисуса и кумранскими ессеями и по другим вопро-
сам. Наиболее яркий пример этой полемики — выступление против
замкнутости кумранитов. «Для того ли приносится свеча, чтобы
поставить ее под сосуд или под кровать?» (Мк. 4.21; ср.: Евангелие
от Фомы. 38).
10 Bell H. I. Recent Discoveries of Biblical Papyri. Oxford,
1937. P. 20.
" Белл решительно возражает против теологов, которые
считали папирусный фрагмент составленным на основании четырех
ноиозаветных евангелий (Ibid. P. 17—18).
12 Roberts С. Н. An Unpublished Fragment of the Fourth
Gospel in John Rylands Library. Manchester, 1935.
Иудео-христианские евангелия
1 Иероним последние годы жизни пропел в Палестине, зани-
маясь толкованием священных книг христиан. Епифаний, епископ
Саламинский, родился в Палестине.
2 О кумранских сектантах см.: Амусин И. Д. Кумранская
община. М., 1983; Он же. Рукописи Мертвого моря. М., 1960.
С. 268, где автор разбирает свидетельство писателя IV в. Фило-
страта о ессеях: Филострат пишет, что «Христа как Господа, сына
Бога, они не ожидают и не признают, что он возвещен в Законе и
пророках, но ждут его, считая только пророком и справедливым
человеком». В данном случае Филострат объединяет секту ессеев
с иудео-христианской сектой эбионнтов, не различая их учений.
3 Danielou J., Marrou H. Nouvelle Histoire d'Eglise Vol. 1.
P., 1963. P. 88—89.
* Перед этим Ириней говорил об учениях, согласно которым
земной мир создан злыми силами.
5 Согласно Иринею, Керинф считал, что Иисус отличался
от остальных людей справедливостью, благоразумием и мудростью
(1.26).
6 Почитание эбионитами Ветхого завета сказалось н в том,
что во II в. эбионит Симмах предпринял новый перевод его на
греческий, стараясь быть ближе к оригиналу (о Симмахе упоми-
нает Евсевий).
Учение эбионнтов охарактеризовано в книгах: Danielou J.
Theologie du iudeo-christianism. Tournae, 1958; Slrecher S.
Das Iudenchristentum in den Pseudoclementinae. В., 1958.