Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апомрифы древних христиан
153
скажут: «...блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы
непитавшие»» (Лк. 23.28—29).
-' The Cambridge History of Bible. Vol. I. P. 265.
■'" Евангелие написано от имени «любимого ученика* Иисуса,
но еще в древности авторство это вызывало сомнения: так, Папнй
считал автора четвертого евангелия и автора Апокалипсиса разными
лицами, причем только последнего он называл учеником Иисуса
(см.: Евсевий. НЕ. III. 39, 6).
31 Относительную датировку этого евангелия разбирает
А. Ч. Козаржевский. «Четвертое евангелие в целом отражает весьма
развитую богословскую мысль, далекую от архаизмов Апокалипсиса
и тем более кумранскнх документов» (Козаржевский А. Ч. Указ.
соч. С. 56). См. также: Амусин И. Д. Указ. соч. С. 217—218; иссле-
дователь указывает, что совпадений с кумранскими текстами больше
всего в писаниях, связанных с именем Иоанна (не только в еванге-
лии, но и в посланиях).
32 См.: История всемирной литературы. Т. 1. С. 507.
33 Ср., например: «Как трудно имеющему богатство dohth
в Царство Божие» (Мк. 10.23) и «Трудно богатому войти в Царство
Небесное» (Мф. 19.23).
3< Bell И. I. Recent Discoveries of Biblical Papyri. Oxford,
1937. P. 22.
35 Так, в Послании к Галатам вместо 'ayani]aavxoi це
(возлюбившего меня) он читал 'avoaaavioc, це (выкупившего
меня) (2.20), тем самым подчеркивая свою идею выкупа Христом
людей у мира и передачи их истинному божеству.
36 Вопрос об авторстве и времени создания «Деяний апосто-
лов», так же как и посланий апостолов, адресованных по форме
всем христианам (их называют «католические» или «соборные»
послания), неясен. Стилистические совпадения позволяют думать,
что автором и третьего евангелия, и «Деяний апостолов», во всяком
случае основной их части, является один и тот же человек. «Деяния»
были написаны уже после падения Иерусалима, на рубеже I и
II вв., после создания первых трех новозаветных евангелий. Главным
героем «Деяний апостолов» является Павел. Признание этого про-
изведения каноническим связано, по всей вероятности, с распростра-
нением «паулинизма» — учения Павла, которое в начале II в. полу-
чило поддержку многих групп христиан. Что касается соборных
послании, то они были созданы, как и поздние послания, приписы-
ваемые Павлу, вероятно, уже в начале II в., когда священнотвор-
чество шло особенно интенсивно.
37 Ветхозаветными апокрифами (у иудаистов — «посторонние
книги») называются произведения иудейской литературы, создан-
ные в III—I вв. до н. э. Некоторые из них оказались вошедшими
в греческий перевод Библии; католическая и православная церк-
ви их признают, а протестанты, следуя иудейскому канону, исклю-
чают.
38 The Cambridge History of Bible. Vol. I. P. 264.
39 Впоследствии это послание было включено в канон, вероят-
но, из-за имени его автора, ибо Иаков, брат Иисуса, был почита-
емой фигурой в христианской традиции (правда, неясно, кому из
нескольких Иаковов, упомянутых в Новом завете, приписывалось
это послание: среди непосредственных учеников Иисуса назпаны