Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научмо-атсистическаг
библиотека
14
Послания Павла, когда они писались, не были
«священными книгами», хотя и почитались в отдель-
ных христианских общинах. Во Втором послании
Петра, созданном во II в. (возможно, это самое позд-
нее из произведений Нового завета), по поводу писа-
ний Павла сказано, что в них «есть нечто неудобовра-
зумительное» (3.16). Христиане, не рвавшие с иудаиз-
мом, очень резко выступали против Павла, считая
его отступником от Закона; не исключено, что именно
для полемики с ними, для отстаивания авторитета
Павла его послания были собраны и отредактированы
на рубеже I—II вв.
В посланиях Павла встречаются ссылки на сло-
ва, произнесенные Иисусом, которые, как и цитаты из
пророков, были для христиан священными. В настоя-
щее время принято считать, что именно речения Иису-
са (логин) стали первой записью устной традиции.
Вероятно, было сделано несколько записей в разных
общинах. Папий посвятил логиям специальное сочине-
ние «Изъяснение Господних изречений»; он же говорит
о том, что Матфей записал изречения Господни на
еврейском языке, а переводил их кто как мог18-19.
Вопрос об источниках новозаветных евангелий
весьма сложен; первые три евангелия излагают историю
и учение Иисуса близко друг к другу. Евангелие от Мар-
ка, самое краткое, вероятно, легло в основу евангелий от
Матфея и от Луки; то, что выходит за рамки содер-
жания второго евангелия, взято, по мнению многих
исследователей, из какого-то не дошедшего до нас
источника (он так и называется в научной литерату-
ре— Q, от латинского Quelle — источник), состояв-
шего из отдельных речений 20. Кроме того, вероятно,
существовали записи речений, которыми пользовался
автор Евангелия от Марка, не знавший Q.
В 1897 г. в Оксиринхе (Египет) были найдены
на папирусе восемь. изречений на греческом языке,
каждое из которых начиналось словами: «Говорит
Иисус». В 1904 г. обнаружили еще шесть изречений.
Многие из речений, которые удалось прочесть, совпа-
дают с найденным позже (уже после второй мировой
войны) среди библиотеки египетских гностиков Еван-
гелием от Фомы, сохранившимся на коптском языке;
это евангелие первоначально (нач. II в.) было напи-