Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
140
Евангелие детства меньше всего было произведением
философским; оно представляло собой занимательное
чтение для людей, до которых не доходили сложные
философские построения, которые не вполне ясно пред-
ставляли сущность теологических разногласий между
сторонниками ортодоксального направления и гности-
ками, которые ощущали потребность в сказке, отра-
жающей их представления о могучем, всесильном
божестве. В произведениях, подобных Евангелию
детства, происходила вульгаризация гностицизма,
который, невзирая на полемику с ним руководителей
большинства христианских общин, проникал в массы,
переосмыслялся и в свою очередь оказывал влияние
на богословов, особенно на Востоке.
Ортодоксальная церковь не могла признать свя-
щенным Евангелие детства: оно было создано доста-
точно поздно, образ Иисуса существенно расходился
с тем, что было сказано о нем в канонических писа-
ниях, наконец, оно испытало заметное влияние учений,
с которыми церковь вела борьбу. Но популярность его
была очень велика.
В III—IV вв. появляются писания от имени
Иосифа и других персонажей, мельком упомянутых
в христианских священных книгах. Продолжением
традиции, проявившейся в Евангелии детства, было,
например, Евангелие Никодима, дошедшее до нас в
более позднем латинском переводе. Оно состоит из
двух частей, тематически не связанных друг с дру-
гом. В первой части подробно описывается процесс
над Иисусом, во второй — его схождение в ад, где
он схватил Сатану и приказал заковать его в цепи.
Вероятно, первоначально это были два разных произ-
ведения, но объединение их не было простой случай-
ностью: обе части при всей их внутренней несвязан-
ности отражают общий подход к образу Иисуса. Он
предстает фигурой совершенно фантастической: как
и в Евангелии детства, главное место занимают не
речения его, а самые невероятные чудеса9.
Характерной чертой поздних сказаний типа опи-
сания процесса над Иисусом в Евангелии Никодима
было отсутствие в них этических и догматических
положений. Они одинаково далеки и от мистической
философии гностиков, и от призывов помогать бед-