Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
137
а сразу начинает говорить по вдохновению свыше.
Человеческие черты полностью исчезают в образе
Иисуса, историческая реальность заменяется псевдо-
реальностью, созданной автором. В этом эпизоде, воз-
можно, скрыта полемика с новозаветными (и, вероят-
но, другими ранними) евангелиями, стремление ввести
аналогичные эпизоды, но в иной трактовке. Та же
полнота истинного знания, данного Иисусу от начала,
проявляется и в эпизодах с учителями, когда Иисус тре-
бует от них объяснения скрытого смысла букв (по
словам Иринея, маркосиане занимались толкованием
мистического значения букв и цифр). Правда, приве-
денное в евангелии объяснение линий альфы (скорее
описание их) не вполне ясно, если только за этим
описанием не стояло известной читателям символики,
связанной с идеей разъединения и соединения, столь
важной для гностиков. Иисус в данном эпизоде не
только обладает школьной премудростью, он обладает
скрытым от простых смертных знанием.
Для раскрытия этой идеи автор Евангелия детст-
ва использует эпизод из Евангелия от Луки о пребы-
вании двенадцатилетнего Иисуса в храме. Согласно
каноническому евангелию, Иисус отправился с родите-
лями в Иерусалим на праздник, по окончании празд-
ника родители отправились домой, Иисус же остался
в Иерусалиме; родители нашли его в храме, где он
сидел среди учителей, слушал их и спрашивал их;
«все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его»
(2.42—47). В рассказе об этом событии в Евангелии
детства использованы дословно отдельные фразы из
текста Луки, однако автор апокрифа приукрасил ска-
зание, переданное в Новом завете, введя и видоизме-
нив некоторые детали. В Евангелии детства Иисус
заставляет замолкнуть старейшин и поучает собрав-
шихся в храме «учителей народа и старейшин», разъяс-
няя им смысл Закона и пророков. Слушающие его книж-
ники и фарисеи не просто дивятся его разуму, а го-
ворят пришедшей за Иисусом матери: «Такой славы,
такой доблести и мудрости мы никогда не видели
и никогда о ней не слышали». Таким образом, здесь
подчеркивается исключительность Иисуса, поучающего
(а не беседующего) и сразу же вызывающего прекло-
нение слушателей, как и в эпизоде в школе, когда все