Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
116
ких эпизодах: Иисус обещает молчать, т. е. сдержи-
вать свой гнев, ради просьб Иосифа, хотя Иосиф и не
понимает истинного смысла его деяний. Затем, после
того, как учитель Закхей был потрясен его мудростью
и признал его «Богом или ангелом», Иисус помиловал
тех, кого он наказал. Правда, это помилование было
сделано не только ради учителя, но и для того, чтобы
наказанные и прошенные уверовали в него. И еще
в одном эпизоде с учителем (возможно, эти эпизоды
дублированы при переписке и редактировании; перво-
начально существовало только два учителя: один, уда-
ривший Иисуса, и другой, признавший его) Иисус
прямо говорит: «...раз ты говорил и свидетельствовал
истинно, ради тебя тот, кто был поражен, исцелится».
Здесь четко сформулирована мысль о том, что Иисус
простил согрешивших против него ради уверовавшего
в него и свидетельствовавшего о нем, т. е. не их
раскаяние (впрочем, смертное наказание не дало им
возможности раскаяться), а поверивший в него и по-
стигший его сущность выступает их спасителем.
Надежда на заступников как бы компенсировала
страх перед грозным божеством, в которое все больше
и больше превращался Иисус в фантастических пред-
ставлениях его последователей.
Образ Иисуса в Евангелии детства отличен от
образа его в новозаветных и, насколько можно судить
по фрагментам, в иудео-христианских евангелиях.
Это отличие можно проследить в описании почти всех
эпизодов евангелия. В канонических текстах — тех
немногих, где упоминается о детстве и отрочестве
Иисуса, говорится о том, что он «возрастал и укреп-
лялся духом, исполняясь премудрости»; «Иисус же
преуспевал в премудрости...» (Лк. 2.40, 52). Для автора
истории Фомы о детстве Иисуса он не «исполняется»
премудрости и не преуспевает в ней, он обладает
ею. Даже Иисус-учитель в апокрифе существенно от-
личается от Иисуса-учителя Нового завета. В Еван-
гелии от Луки есть эпизод, когда Иисус в синагоге
в Назарете «встал читать»; ему подали Библию, он,
открыв ее, нашел нужное ему место и, прочтя, сел
и начал проповедовать (4.16—20). Такова была обыч-
ная ситуация в синагогах. Маленький же Иисус из
апокрифа тоже берет книгу в школе, но не читает ее,