Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
13$
нятны людям. Бог, насылающий несчастья, невольно
приобретал черты грозной и непонятной силы, жестоко
карающей за малейший проступок (гибелью за раз-
брызганную воду — в Евангелии детства). Естествен-
но, что карающее божество должно было наказывать
всех, кто не признавал его,— и христиане, невзирая
на проповеди милосердия, надеялись, что их гонители
и преследователи погибнут так же, как и те, кто
осмелился обидеть мальчика Иисуса. Тема наказания
стала явственно проявляться в христианской литера-
туре II—IV вв.: в Апокалипсисе Петра, созданном,
по-видимому, во II в., наряду с описанием рая дается
подробное описание ада с перечнем всех проступков
и грехов, за которые полагались наказания 5, а в более
позднем Евангелии Никодима к совершенно фантасти-
ческому описанию суда над Иисусом присоединено
никак не связанное с первой частью сказание о со-
шествии Христа в ад.
Менее определенно, но все же ощутимо присут-
ствует в Евангелии детства тема «заступничества»,
которая также отражала умонастроения христиан того
времени, когда шел процесс распространения новой
религии вширь.
Среди христиан, принявших крещение к середи-
не II в., были люди разного социального статуса,
разных занятий, разных нравственных возможностей.
Уже в посланиях Павла речь идет о конфликтах
внутри христиан, о нарушениях норм христианской
этики6; среди христиан появлялись люди, состоявшие
на государственной службе, выполнявшие предписа-
ния, которые не всегда сочетались с их религиозными
убеждениями7, но наряду с людьми, отрекавшимися
от христианства во время преследований, были и люди,
готовые претерпеть любые мучения за веру8. В такой
ситуации среди рядовых христиан, которые, с одной
стороны, видели недостатки и немочи друг друга, а с
другой — принимали свои несчастья за божью кару,
начинает возникать надежда на «заступников», по-
средников между ними и карающим божеством (этот
психологический фактор способствовал, в частности,
и выделению клириков как людей, выступавших
такими «посредниками»). В Евангелии детства тема
прощения «ради праведников» проявляется в несколь-