Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно- атеистическая
библиотека
134
мимо стремления еще раз продемонстрировать сверхъ-
естественную сущность Иисуса скрытый смысл: и две-
надцать воробьев, которых он послал лететь,— символ
двенадцати апостолов, которых он пошлет проповедо-
вать, и Иисус-сеятель, собравший невиданный урожай
с брошенного им зерна,— символ сеятеля истинной
веры — распространенный образ в христианских писа-
ниях (этот образ есть и в канонических, и в
апокрифических евангелиях), и Иисус, принесший
воду в своей одежде,— символ живой воды веры. Но то,
что было в ранних евангелиях притчей, в Евангелии
детства становится свершением в соответствии с
постоянно повторяющимися словами: все, что он го-
ворит, становится деянием, чудом, которое надо по-
стигнуть.
В рассказах о чудесах, совершенных Иисусом,
кроме проблемы истинного и видимого выступает еще
одна проблема, волновавшая христиан II в.,— пробле-
ма наказания и заступничества. Первоначальное
христианство было прежде всего религией «спасения»,
уверовавшие в искупительную миссию Христа ощущали
свою избранность. Сам акт крещения означал для них
возможность спасения от смерти. В ранней традиции
Иисус не карал своих недругов. В Евангелии от Луки
рассказывается, что Иисуса не приняли жители селе-
ния самаритян и разгневанные ученики предложили
призвать на это селение «небесный огонь», Иисус же
запретил им («Ибо Сын Человеческий пришел не гу-
бить души человеческие, а спасать».— 9.53—56).
Слушавшие подобные рассказы ждали награды за
свои страдания в царстве божием на земле, а не сию-
минутной мести своим обидчикам: возмездие должно
было раз и навсегда совершиться во время Страшного
суда. Все те, кто не последовал за Христом, должны
быть брошены в «геену огненную», или, как сказано в
Евангелии от Матфея в притче о пире, «во тьму
внешнюю». Но со временем перед христианами, про-
должавшими существовать все в той же земной,
трудной, исполненной несчастьями жизни, встал воп-
рос об этих несчастьях как наказании божием, причи-
ны которого еще со времени древних восточных произ-
ведений о «невинных страдальцах» (наиболее яркий
пример дан в ветхозаветной Книге Иова) были непо-