Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
133
вершенном маленьким Иисусом; иногда указывается, в
каком возрасте он совершил его. В целом первые
эпизоды посвящены описанию чудес, связанных с на-
казанием противников Иисуса: умер мальчик, кото-
рый толкнул его, ослепли люди, которые жаловались
на него Иосифу, учитель, который осмелился поднять
на него руку, упал замертво... Автор сразу же внушает
своему читателю, что Иисус — всемогущее и грозное,
даже жестокое божество. Однако в дальнейших эпизо-
дах вводятся чудеса исцеления и воскрешения: Иисус
воскресил мальчика, упавшего с крыши, правда, не из
жалости к мальчику, а потому, что родители погибше-
го обвинили Иисуса в том, что мальчика столкнул
он. Иисус не просто воскресил его, но заставил свиде-
тельствовать, что тот упал случайно. Иисус исцеляет
соседа, поранившего себя топором, и брата Иакова,
которого укусила змея. Когда новый учитель признал
Иисуса исполненным благости и мудрости, мальчи-к
сказал, что ради него, свидетельствовавшего истинно,
будет исцелен и тот, наказанный учитель. Таким обра-
зом, устрашив сначала читателя, автор Евангелия дет-
ства показывает возможность милости, чуда не только
наказания, но и спасения, причем ради одного, избран-
ного он может помиловать и других — проклятых.
Само наказание содержит в себе аллегорию: не
видящие истины теряют зрение на самом деле. Автор
видит за каждым деянием Иисуса — возмездием или
спасением — высший смысл: наказание также служит
тому, чтобы «слепые в сердце своем» прозрели.
Почти все чудеса исцеления совершаются Иису-
сом-ребенком публично, дважды он говорит спасен-
ным: «И помни обо мне» (добавление это отсутствует
при описании исцелений в новозаветных евангелиях).
Спасение, как и наказание, важно не само по себе, оно,
по мысли автора апокрифа, должно служить обраще-
нию неверующих; призыв помнить о чуде содержит
и скрытое предостережение «забывчивым» — призыв
этот адресовался не только персонажам Евангелия
детства, но и его читателям.
Кроме чудес наказания и исцеления в Евангелие
детства включены эпизоды с чудесами, которые дол-
жны раскрыть в наглядных образах учение Иисуса или
его будущее. Все описания подобных чудес имеют по-