Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Евангелие детства
(Евангелие от Фомы)
Наряду с Протоевангелием Иакова большой по-
пулярностью пользовалось описание ранних лет жиз-
ни Иисуса, созданное во II в. Апокрифов о детстве
Иисуса было создано несколько, но все они восходят к
так называемому Евангелию детства, полное название
которого в рукописях — «Сказание Фомы ', израиль-
ского философа, о детстве Христа» (по упомянутому
в первых строках имени автора — «Я, Фома израиль-
тянин»).
В связи с восприятием Иисуса как могуществен-
ного божества появилась потребность описать его ран-
ние годы, показать его чудотворцем с самого детства.
Такое восприятие божества соответствовало античной
мифологии: так, Геракл (культ его был распространен
в I—II вв. в римских провинциях), будучи в пелен-
ках, задушил двух огромных змей. Аналогичные пред-
ставления встречаются и на Востоке: в индийских ска-
заниях о детстве Кришны рассказывается о его ша-
лостях и чудесах, им совершенных (победа над демо-
нами, поглощение лесного пожара и т. п.) 2.
Иисус-ребенок также должен был, с точки зрения
суеверных, воспитанных на подобных мифах людей,
обладать чудодейственной силой. В Евангелии от
Фомы повествуется о чудесах, совершенных Иисусом в
возрасте от пяти до двенадцати лет. Однако это не
просто развлекательный рассказ, в нем ясно ощутима
теологическая направленность. Уже в детстве происхо-
дят события, которые как бы являются знаками
(знамениями) его будущей проповеди и его деяний.
В этом произведении ясно ощущается влияние гности-
ческих произведений; с гностиками-маркосианами
(сторонниками некоего Марка) связывает это еванге-
лие Ириней. Гностики интересовались детством Иисуса
именно потому, что они по существу не признавали
его человеческой природы э и полагали, что Иисус-ре-
бенок обладал теми же неземными свойствами, что
Иисус-взрослый. Характерен в этом отношении сохра-
нившийся рассказ из гностического сочинения «Пистис
София» \ Там говорится, как в дом Иисуса (когда