Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атсистнчссная
библиотека
12
дений, возвещающих конец мира, действующих на
воображение причудливыми образами и символами,
ставших одним из первых жанров христианской ли-
тературы. Вероятно, самым ранним из записанных
пророчеств явилось Откровение Иоанна. Оно начи-
нается как наставление, в котором порицаются одни
христиане, одобряются другие, но затем автор пере-
ходит к описанию видений Страшного суда, перепол-
ненному символами, аллегориями, устрашающими
образами того, «чему надлежит быть после сего»
(4.1). Автор Откровения Иоанна широко использует
образы пророчеств, знакомые христианам из иудеев
(а именно им адресовано это писание). Так, в книге
пророка Даниила сказано: «И слышал я, как муж
в льняной одежде, находившийся над водами реки,
подняв правую и левую руку к небу, клялся Живу-
щим во веки, что к концу времени и времен и полу-
времени и по совершенном низложении силы народа
святого все это совершится» (12.7); а в Апокалип-
сисе: «И Ангел, которого я видел стоящим на море
и на земле, поднял руку свою к небу И клялся Жи-
вущим во веки веков... что времени уже не будет»
(10. 5—6). Подобные примеры можно привести и из
других пророческих книг ,5.
Откровение Иоанна написано в 68—69 гг.16
Возможно, что оно было отредактировано переписчи-
ками в середине 90-х годов, уже после падения Иеру-
салима в 70 г. в результате поражения I иудейского
восстания против римлян. Эта дата приведена у Ев-
севия Кесарийского со ссылкой на Иринея (НЕ. III.
18).
В дальнейшем появились и другие откровения:
Апокалипсис Петра, описывающий видение рая и ада,
«Пастырь» Гермы (название свое это произведение
получило по описываемым автором видениям, где
действует человек в одежде пастыря), в нем при-
водятся притчи и наставления, носившие этический
характер.
Апокалиптическая литература была предназна-
чена для чтения вслух. В нее нужно было «входить»
эмоционально: интонационная выразительность чтеца
должна была усиливать воздействие страшных, таин-
ственных описаний, и само это «вхождение» пред-