Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
11
редачи содержания письменного памятника вслух наи-
зусть |2.
У первых христиан не было потребности в запи-
си своих проповедей еще и потому, что они ждали
скорого прихода воскресшего Иисуса «во время сие»,
как сказано в Евангелии от Марка (10.30). Главным
для них было проповедовать новое учение, готовясь
к установлению царства божия на земле. В антич-
ном мире роль устного слова была исключительно
велика: политические ораторы выступали на народ-
ных собраниях, поэты читали свои стихи на площадях,
пророки и предсказатели произносили речи на сту-
пенях храмов. Устное слово оказывало большее воз-
действие на верующих, чем писаное, недаром первые
христианские тексты были предназначены для чтения
вслух в собрании верующих. Как отмечает С. С. Аве:
ринцев, «литературное слово евангельских текстов,
тоже очень простое и необработанное, есть по своей
внутренней установке обрядовое слово, словесное
«действо», «таинство». Оно предполагает скорее за-
учивание наизусть, ритмическое и распевное произне-
сение и замедленное вникание в отдельные единицы
текста, чем обычное для нас читательское восприя-
тие» |3.
Между устными проповедями различных пропо-
ведников существовали расхождения. Как пишет ан-
глийский исследователь П. Джонсон, раннее хрис-
тианство с самого начала представляло собой мно-
жество вариантов, часто имевших мало общего,
хотя все они концентрировались вокруг веры в вос-
кресение спасителя; каждая группа имела свою
«историю Иисуса» м. Наиболее явным и резким стало
расхождение между палестинскими христианами, а
также теми христианами вне Палестины, которые
соблюдали иудейскую обрядность, и христианами
из язычников, против этой обрядности выступавших.
В условиях, когда пророчества о конце этого
мира и наступлении царства божия на земле оказы-
вали на верующих огромное эмоциональное воздейст-
вие, когда все надежды на спасение, на уничтоже-
ние зла и несправедливости были связаны именно со
вторым пришествием, кажется естественным появле-
ние так называемых откровений, т. е. описаний ви-