Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
116
Тем самым весть о смерти становится вестью о чуде
нового рождения, которое должно произойти с нею...
О воскресении Марии апостолы узнают так же, как
ученицы Христа узнали в евангелиях о его воскресе-
нии,— они открывают по просьбе Фомы гробницу
Марии и находят ее пустой. Такой повтор был связан
с тем, что автор не имел в своем распоряжении тра-
диции о последних годах жизни Марии и создавал
свое сказочно-богословское произведение, используя
историю Иисуса и наполняя ее символикой, подчерки-
вавшей божественность Марии в отличие от осталь-
ных, даже самых праведных, святых и мучеников. Не-
смотря на столь позднее появление апокрифа об
успении Марии, с конца V в. церковь празднует успе-
ние богоматери.
Протоевангелие Иакова и восходящие к нему ска-
зания отражают изменения, происшедшие в верованиях
христиан в течение первых веков существования их
учения. В основе этих изменений лежали как влияние
древних языческих культов, многие элементы которых
впитало христианство, так и особенности социальной
психологии самих христиан. Эти особенности еще
более ярко выступают в апокрифе о детстве Иисуса,
разбор которого будет представлен в следующей главе.