Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Лпокрифы древнмк жристнан
115
нием евангелий Нового завета. Против этого сочине-
ния резко выступил Иероним; в V в. оно было вклю-
чено в список запрещенных книг. Особенно сильной
была оппозиция против него в западной церкви
вплоть до XVI в. Пий V исключил из латинского
требника службу Иоакима, однако затем она была
восстановлена. Особенно популярно было Протоеван-
гелие на Востоке: оно читалось, толковалось, дало
основание для ряда Богородичных праздников, в
частности — рождества богородицы, введения во храм.
Но и на Востоке оно иногда упоминается в списках
«отрешенных книг». На Русь «Иаковлева повесть»
пришла в XII в.; еще в XIV в. эта повесть встречается
в списках запрещенных книг9. Формирование культа
богоматери способствовало популярности этого апо-
крифа. Почитание Марии впитало в себя элементы
мистериального культа Великой матери — божества,
которое объединяло образы различных языческих бо-
гинь (Исиды, Кибелы, Астарты, Артемиды и др.),
воспринимавшихся как ее ипостаси. Это божество в
глазах его почитателей было не только властителем
всего живого, но и носителем высшей справедливости,
защитником людей ,0. Эта последняя черта особенно
ярко выступила затем в культе богоматери-заступницы.
Протоевангелие Иакова положило начало для
создания различных легенд о Марии: в конце IV в.
появился анонимный апокриф «Об успении Марии»,
написанный в том же ключе, что и Протоевангелие.
В нем рассказывалось об успении (не о смерти) и
вознесении ее на небо. В апокрифе содержится опи-
сание множества чудес: сам Иисус с ангелами спус-
тился на облаке, чтобы принять ее душу. Но душа
лишь временно покинула тело богоматери (отсюда
понятие «успения»), затем душа ее снова воссоеди-
нилась с телом, и Мария вознеслась на небо, обретя
новую, преображенную сущность. Как и в Протоеван-
гелии Иакова, в сказании об успении Марии отдельные
реалистические детали (например, там рассказыва-
лось, что апостол Фома опоздал на похороны Марии
и захотел проститься с ней) сочетаются с религиозной
символикой, использовавшей образы Нового завета.
Так, о предстоящем успении Марии возвещает архан-
гел Гавриил — тот, кто возвестил ей рождение Иисуса.