Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
IH
Кончается апокриф словами Иакова, который
объявляет себя автором повествования, он вернулся в
Иерусалим после смерти Ирода, а до тех пор скрывал-
ся в пустыне. Неясно, почему он должен был скры-
ваться: ведь Ирод разыскивал младенцев, чтобы унич-
тожить будущего царя иудейского, а не взрослых.
Возможно, здесь речь идет об Ироде Антипе, а воз-
можно, с именем Иакова связано предание о его пре-
бывании в пустыне (может быть, реальный Иаков
имел отношение к эбионитам-ессеям?), и автор Про-
тоевангелия для достоверности ввел эту деталь.
В целом Протоевангелие Иакова представляет
собой смешение различных христианских легенд, рав-
но как и привнесенных в христианство представлений
о древних античных божествах. В Протоевангелии
Иакова нарративный элемент превалирует над теоло-
гическим, но и там под бытовыми деталями (или,
точнее, якобы бытовыми) и сказочными чудесами про-
слеживается вероучительная тенденция, связанная с
идеей Иисуса-божества, чьи чудесные свойства были
присущи еще его матери. В этом произведении ощу-
щается своеобразно переработанное влияние гности-
ков. Это было не просто занимательное чтение, оно
отвечало религиозным запросам основной массы хри-
стиан, для которых были непонятны догматические
споры сторонников гностицизма и ортодоксального
направления: они приспосабливали учения, подчас
враждебные друг другу, к своему восприятию христи-
анства.
Протоевангелие Иакова было создано в среде, в
которой знали и почитали новозаветные евангелия,
однако они не воспринимались еще как «канони-
ческие»: с их текстом можно было достаточно вольно
обращаться, дополнять, изменять порядок повествова-
ния. Эпизод рождения Христа в пещере показывает,
что наряду с новозаветной почиталась и иная тра-
диция.
История рождения Марии пользовалась необы-
чайной популярностью среди христиан в поздней ан-
тичности и средневековье. Церковь не могла признать
Протоевангелие каноническим: оно было создано слиш-
ком поздно, сказочные детали, хотя и перетолко-
ванные богословами, контрастировали с повествова-