Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
112
Дальше следует описание рожден-ия Иисуса.
Иисус, согласно этому евангелию, рождается в пещере,
в пустынном месте; рождение Иисуса — это рождение
света, который наполняет всю пещеру. Автор исполь-
зовал здесь неканоническую традицию, поскольку она
имела гораздо более сильную теологическую направ-
ленность, чем рождение в доме (Евангелие от Матфея)
или в яслях (Евангелие от Луки, в котором подчеркнута
обстановка простоты и бедности, противопоставленная
высокому предназначению младенца), пещера — сим-
вол тьмы, незнания, которую озаряет Свет-Иисус. Но
автор Протоевангелия не мог обойти популярную среди
христиан легенду об Иисусе в яслях для скота, столь
близкую первым христианам из низов общества: ясли
появляются у него в связи с преследованиями Ирода;
Мария прячет там младенца Иисуса.
В описание реждения Иисуса введены дополни-
тельные персонажи по сравнению с каноническими
текстами — повивальная бабка и Саломея (правда, в
папирусе Бодмера эти эпизоды сокращены). Оба этих
персонажа должны были засвидетельствовать боже-
ственность и чудотворные свойства Иисуса с самого
рождения.
После чуда с Саломеей следует описание покло-
нения магов. Характерно, что из двух вариантов в кано-
нических евангелиях: поклонения пастухов у Луки и
поклонения магов у Матфея автор выбирает версию
Матфея, хотя в целом он больше следует рассказу
Луки (встреча Марии с Елизаветой, благовещение,
перепись в Вифлееме): маги — восточные мудрецы и
прорицатели, приносящие богатые дары, были ближе
тенденции автора — представить Иисуса с момента
рождения общемировым божеством, в которого уверо-
вали пришедшие издалека восточные прорицатели, так
же как тенденции Евангелия от Луки больше соот-
ветствовали бедные пастухи, первыми приветствовав-
шие рождение мессии. Весь эпизод с магами и Иро-
дом — близкий к тексту пересказ соответствующего
места у Матфея с небольшими отклонениями (Ирод
представлен грозным правителем, заседающим в прето-
рии и допрашивающим первосвященников и книжни-
ков).
На преследованиях Ирода и попытке спасти от