Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
10
искали следы устной традиции, к которой восходили
евангелия. Для этого каждое из них разбивали на
отдельные сюжеты, изучая их форму, а от нее шли
к восстановлению мотивов и характера тех поуче-
ний, частью которых был сюжет, включенный в теоло-
гическую систему евангелиста. В евангелиях стреми-
лись выявить различные этапы формирования хрис-
тианской традиции. В них видели теологически мо-
тивированный рассказ, а не историческое повество-
вание, считали, что в их основе лежит множество
источников, что записи текста предшествовала живая
устная передача. Были выделены разные блоки тра-
диции: речения Иисуса, поучительные истории (прит-
чи), рассказы о чудесах, сотворенных Иисусом. Со-
ставной частью традиции считались и повторяющиеся
из проповеди в проповедь цитаты из иудейских свя-
щенных книг, прежде всего из пророков.
Длительное господство устной традиции (нес-
колько десятилетий после гибели проповедника Иису-
са 9) объясняется рядом причин. Первые «апостолы и
пророки», последователи его учения, продолжали
считать себя иудеями по вероисповеданию, для них
священным писанием были книги, включенные в
Ветхий завет. Для христиан священным текстом был
перевод иудейской Библии на греческий язык, сде-
ланный в Александрии Египетской в III в. до н. э.—
так называемая Септуагинта |0. Септуагинта была
признана боговдохновенной иудеями, жившими вне
Палестины, многие из которых уже не знали древне-
еврейского языка. Септуагинту использовали в своих
произведениях Иосиф Флавий и Филон Александрий-
ский. Святость «Закона и Пророков», как обычно
христиане обозначали иудейские религиозные книги,
доступные благодаря Септуагинте, не позволяла дол-
гое время создавать новые священные книги.
В науке существует точка зрения, правда необ-
щепринятая, что первыми записями, сделанными
христианами, были сборники цитат из Ветхого завета,
прежде всего тех, где речь шла об ожидаемом мес-
сии (так называемые свидетельства — тестимонии) ".
Впрочем, цитаты могли проповедниками заучиваться:
со времени появления клинописной и иерогли-
фической письменности существовала практика пе-