Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
108
страненного литературного жанра, в котором верность
действительности была не нужна. А несоответствия
и неточности начинаются уже с первых строк: из-за
бездетности терпит поношение не только Ацна, но
и Иоаким. В истории Самуила попреки направлены
только против женщины (у Елкана были дети от
другой жены). Характерно, что эти попреки дословно
совпадают в обоих произведениях. «Господь затворил
твое чрево» — эту фразу автор Протоевангелия прямо
включил в свою книгу. В рассказе о родителях Марии
Иоакима фактически отлучают от храма, не разре-
шают ему приносить жертвы, что было невероятно. Но
это усиливает драматичность рассказа и противопо-
ставляет Иоакима жестоким иудеям. Иоаким и Анна
порознь получают знамение о том, что у них родится
ребенок. В истории Самуила его будущей матери
возвещает первосвященник. В Протоевангелии знаме-
ние непосредственно дает Бог через ангела, здесь
использован упомянутый выше мотив из Евангелия
от Луки, связанный с рождением Иоанна Крестителя;
с точки зрения верующего христианина II в., иудей-
ский первосвященник не мог передавать знамение,
исходившее от бога. После рождения Марии Анна
произносит благодарственную молитву, которая также
имеет параллели с «Книгой Самуила». Наконец, когда
Марии исполнилось три года, ее отводят в храм в соот-
ветствии с данным обетом. Этот обет заимствован из
истории Самуила, но посвящение в храм девочки,
которая при этом живет в святая святых храма,—
история совершенно невозможная. Значит ли это, что
автор настолько не представлял себе иудейских обы-
чаев? Ведь он достаточно хорошо знал Ветхий завет.
Скорее всего мы имеем здесь сознательное пренебре-
жение этими обычаями, стремление подчеркнуть, что
в истории Марии все было исключительно — и ее
пребывание в храме тоже.
В храме Мария оставалась до двенадцати лет.
Интересно отметить, что Мария питалась особой
пищей, которую ей приносил ангел. Это упоминание —
не просто еще одна фантастически-чудесная деталь,
за ней стоит представление об «особом» теле и «осо-
бой» телесной жизни матери Христа. Автор Прото-
евангелия перенес на Марию те идеи, которые разра-