Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
104
нии, в постижении ее скрытого смысла; к реальной
женщине этот образ отношения не имеет.
В Евангелии от Марка ничего не сказано о рож-
дении Иисуса, оно начинается с описания крещения,
как и иудео-христианские евангелия. Поскольку для
Марка деятельность Иисуса как мессии начинается
с его крещения и сошествия на него святого духа,
земная мать его упоминается им вскользь.
В евангелиях от Матфея и Луки приводятся
несколько отличные друг от друга родословные Иоси-
фа: его род возводится к Давиду, поскольку, согласно
иудейским верованиям, мессия должен происходить
из рода Давидидов. Когда складывались легенды
о происхождении Иосифа из этого рода и конструиро-
вались генеалогии, Иосиф, по всей вероятности, еще
считался отцом Иисуса (хотя в арамейском варианте
Евангелия от Матфея, согласно Епифанию, эта скон-
струированная генеалогия отсутствовала). Однако в
тех же евангелиях излагается и начавшийся склады-
ваться в период их создания миф о непорочном за-
чатии Марией Иисуса от духа святого . В связи
с этим мифом, призванным подчеркнуть единую сущ-
ность Бога и Христа, в христианской традиции начи-
нает выделяться образ Марии.
Наиболее подробен рассказ о непорочном зача-
тии в Евангелии от Луки. Автор его ввел описание
благовещения — явления Марии ангела, возвестив-
шего ей о чуде зачатия от святого духа. Благовеще-
ние представляет собой как бы дублирование эпизода,
изложенного у Луки ранее,— возвещения ангелом
престарелому Захарии о рождении у него Иоанна
(будущего Иоанна Крестителя). Оба действующих
лица удивлены вестью, и оба спрашивают, как это
может быть. Правда, затем рассказы расходятся:
Захарию наказывают за сомнение, а Мария, поверив,
начинает славить Бога. Возможно, эпизод с благо-
вещением введен автором Евангелия от Луки под
влиянием рассказов об Иоанне Крестителе, с кото-
рыми он был хорошо знаком. Он вводит в повество-
вание встречу Марии с Елизаветой, женой Захарии,
у которой Мария прожила три месяца перед родами.
В дальнейшем изложении у Луки мать Иисуса упоми-
нается в эпизоде в Иерусалимском храме (об этом