Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
102
общие места таких рассказов можно встретить и у
христиан: на островах земля пестрит цветами и покры-
та тенистыми садовыми деревьями, виноград приносит
плоды двенадцать раз в год... Живут там бесплотные
тени, являющие собой «идею человека» (II. 12—13).
Христиане, читавшие подобные истории, и в учение,
созданное первыми последователями мессии Иисуса,
вносили привычные для них представления.
Чудеса, совершаемые Иисусом в ранних еванге-
лиях,— это исцеления больных, накормление голод-
ных, т. е. помощь страждущим людям (в соответст-
вии с этическими требованиями первых христиан).
В «Деяниях апостолов» Петр говорит об Иисусе:
«...Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых
диаволом, потому что Бог был с Ним» (10.38). В копт-
ском Евангелии от Фомы, наставляя учеников в их
миссионерской деятельности, Иисус говорит ученикам:
«Тех, которые среди них больны, лечите» (15). Но
это казалось уже недостаточным: Иисус-бог в пред-
ставлении массы верующих должен был совершать
чудеса не менее впечатляющие, чем боги и герои
языческих сказаний, беспощадно карать своих врагов.
Потребность веры в чудо (не только в чудо
воскресения Иисуса, но и в возможность повседневных
чудес) сочеталась со стремлением узнать малейшие
подробности, бытовые детали жизни Иисуса, его
матери и почитаемых проповедников. Ранние еванге-
лия — и новозаветные, и апокрифические — больше
внимания уделяли проповедям Иисуса, чем его био-
графии. В частности, в новозаветных произведениях
нет сколько-нибудь подробных рассказов о детстве
Иисуса, о его матери. Конкретные события приводятся
в этих писаниях как повод для высказываний и поуче-
ний. Только «страсти» Иисуса, его гибель, явление
ученикам (а в иудео-христианских апокрифах — и
крещение) описаны подробно, ибо это имело первосте-
пенное вероучительное значение.
Все эти социально-психологические предпосылки
привели к появлению повествований, в которых об-
разы канонических евангелий подвергались, по словам
С. С. Аверинцева, «безудержному расцвечиванию
и грубой вульгаризации» . Однако не только связь
с «низовой словесностью» определяла популярность