«Мысль и мышление староверов» на пороге XXI века

Агеева Е. А. «Мысль и мышление староверов» на пороге XXI в. (по трудам старообрядческих писателей) / Е. А. Агеева // Уральский сборник. История. Культура. Религия. — Екатеринбург, 2001. — [Вып. 4]. — С. 3-17.

Содержание
OCR
Е. А. Агеева
Москва
"МЫСЛЬ И МЫШЛЕНИЕ

СТАРОВЕРОВ"

Н А П О Р О Г Е X X I в.
(ПО ТРУДАМ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ) *

''Явления русской старообрядческой жизни, служащие предметом
настоящего сочинения, любопытны тем, что в них довольно ясно
выступают особенности их умственной деятельности, и эти явления
очень важны в церковном исполнении, без священнопоставленных
персоналий, усилиями самих гонимых занимающихся крестьянством
людей ревнителей старообрядчества, которые своей умственной де­
ятельностью двигали и внутреннее настроение церковного общества
согласно Священного Писания , не прибавив ничего и не убавив, ше­
ствуя без уклонений ни вправо, ни влево, но единым прямым царс­
ким путем... "
>.

А. К. Килн'н. МыЬль и мышление староверов. Кн. 3. Л. 4 0 - 4 0 об.

Русский национальный характер или миропонимание уже мно­
го лет привлекают внимание исследователей. На наш взгляд, особое
место в осмыслении этой проблемы занимает культура русского ста­
рообрядчества-носителя национальных духовных ценностей. Имен­
но в этой среде в полной мере можно обнаружить важнейшие фено­
мены, свойственные только русскому менталитету . Так, по наблюде­
ниям современных социологов и этнопсихологов источником зла и
неправедности в традиционном сознании, как правило, выступает
государство . В истории староверов на протяжении более чем трех­
сот лет красной нитью проходит полемика с государственными уста­
новлениями, порой принимавшая самые активные формы . Также
смысл понятия свободы в постсоветской России существенно отли­
чается от общепринятого западного, где в него вкладывается прежде
7

1

2

•Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 00-01-00218).
Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретичес­
ких основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического
материала. СПб., 1994.
Наиболее ярко и последовательно виды старообрядческого протеста прослежены в
трудах представителей Сибирской и Уральской археографических школ.
1

2