Библейская археология

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

Найдено: 7
  1. →Иконография в ветхозаветном Израиле Ростислав Снигирев. Библейская археология Часть находок новозаветного периода имеет важнейшее значение не столько для библейской, сколько для церковной археологии: прежде как защитниками иконопочитания, так и его противниками считалось, что традиция украшения мест богослужебных собраний священными изображениями возникла в христианской среде, и потому ее правомочность либо возводилась к апостольской традиции, либо, наоборот, отвергалась как недопустимое новшество. Раскопки синагог новозаветного периода, когда богооткровенная религия Моисеева еще не подверглась коренной ломке, последовавшей за разрушением Второго Храма и собором в Ямнии, свидетельствуют о повсеместном существовании во времена Спасителя традиции украшения мест богослужебных собраний священными изображениями. Синагоги, послужившие, судя по раскопкам, архитектурным прототипом христианских церквей, были украшаемы изображениями, и первые христиане сохранили эту традицию, искоренить которую так пытались древние и новые иконоборцы. Особенно интересным памятником является древняя синагога в Бет-Альфе, раскопанная в 1929 г. Е. Сукеником: в ней прекрасно сохранились различные мозаичные изображения библейских сюжетов (в том числе сцены жертвоприношения Авраама), ничем не отличающиеся от росписей христианских церквей. Ветхий Завет, Новый Завет, Иконография
  2. →Реинкарция в талмудическом иудаизме Ростислав Снигирев. Библейская археология Учение о бессмертии человеческой души было предметом горячих споров между фарисеями и саддукеями. Догматика допленного периода, основываясь на немногочисленных указаниях в Священном Писании о душе, бессмертии и воздаянии, учила, что все человеческие души обладают бессмертием и по разлучении с телом, независимо от образа жизни, отправляются в шеол - подобие ада, где они находятся в полнейшей темноте. Развитие Устной Торы позволило фарисеям несколько иначе рассмотреть эту тему. Они учили, что посмертная участь грешников и праведников неодинакова. Первые по смерти, будучи обличены Ангелами, наказываются Богом за свою нерадивую жизнь вечными муками. Душа же праведника может продолжить свое существование на земле в другом теле с целью усовершенствования и, таким образом, взойти на новую, высшую ступень святости. Еще одной причиной перевоплощения может быть помощь другому человеку, более слабому, в исполнении многотрудных 613 заповедей. И наконец, причиной к переселению души может послужить нерешенная проблема или задача, которую человек не успел разрешить в одной жизни. Для примера можно взять талмудический эпизод с перевоплощением Мардохея - действующего лица Книги Есфири. Согласно иудейским мудрецам, перед Мардохеем стоит задача исполнить заповедь Господа, высказанную через пророка Моисея: Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной (Исход 17:14). В этот момент в Моисее жила душа, которая переселилась в Саула, так как при законодателе еврейского народа амаликитяне не полностью были уничтожены. Саул одержал победу над этим враждебным племенем, но оставил в живых амаликитянина Агага. Душа Мардохея была в то время душой Саула. И только Мардохею удается покончить с последним амаликитянином Аманом (см.: Есфирь 7:10). Еще больше учение о душе изменилось после разрушения Второго Храма. Идея вечного наказания для грешников преобразилась в очистительное жжение пламени ада не более двенадцати месяцев. Правом переселения душ могут пользоваться все евреи, независимо от прежней жизни. Праведники же из язычников в награду могут родиться евреями и начать цикл исполнения заповедей. Души тех праведников, что не смогли исполнить заповеди, связанные с Храмом, который был во время их жизни разрушен, будут воплощаться в дни Мессии, когда Храм будет восстановлен. Ветхий Завет, Реинкарнация
  3. →Караимы - потомки саддукеев Ростислав Снигирев. Библейская археология Естественно, что идеи саддукеев не могли устоять вне Иерусалима и его Храма, и потому свое существование секта окончила с разрушением Иерусалимского Храма в 70 г. по Р.Х. В VIII в. по Р.Х., однако, была предпринята попытка оживить древнее учение - возглавил это движение Анан бен-Давид (740-800), живший в Багдаде. Его последователи, караимы, существуют и в настоящее время. Ветхий Завет, Караимы
  4. →Палеоеврейский и ассирийский алфавит - сакральный и светский Ростислав Снигирев. Библейская археология Примечательно, что кумранские находки иллюстрируют отношение иудеев после-пленного периода к двум своим алфавитам - палеоеврейскому (финикийскому) и квадратному (ассирийскому), - как, соответственно, к сакральному и светскому. В наиболее ранних кумранских свитках палеоеврейское письмо использовалось для передачи священных текстов, квадратное - светских. В более поздних рукописях Священного Писания, написанных квадратным письмом, четырехбуквенное имя Божие все равно писалось буквами палеоеврейскими. Ветхий Завет, Текстология
  5. →Взаимоотношение Септуагинты и Масоретского текста Ростислав Снигирев. Библейская археология благодаря уже известным рукописям библейских книг из Кумрана и Вади-Мурабба’ат, установлен факт кардинальной важности - наличие основных и сосуществовавших версий библейского текста: протомасоретской, еврейского архетипа Септуагинты и протосамарянской. В свете данного обстоятельства многовековой спор о взаимоотношении Септуагинты и масоретского текста может быть разрешен следующим образом: текст Семидесяти толковников является греческим переводом одного из текстуальных вариантов, существовавших задолго до масоретской правки, и потому донесшим до нас, несмотря на множество переводческих ошибок, в неприкосновенности все мессианские пророчества; масоретский же текст появился в результате правки другого текстуального варианта, правки, имевшей своей целью изменение или удаление мессианских мест, на которые наиболее часто ссылались христианские апологеты I-V вв. по Р.Х. в своей полемике с иудеями. Ветхий Завет, Масоретский, Септуагинта
  6. →Самарийский Ягу и его Ашера Ростислав Снигирев. Библейская археология О глубине проникновения в народное сознание языческих представлений могут свидетельствовать находки в Кунтиллет-Аджруд (восточная часть Синайского полуострова). Здесь найдено множество граффити и вотивных изображений культового характера, включая изображение на большом сосуде с древнееврейской надписью: "Самарийский Ягу и его Ашера" (см. рис. 95). Ветхий Завет, Яхве, Многобожие
  7. →Ваал в допленном Израиле прилагался и к Богу Израилеву Ростислав Снигирев. Библейская археология Интересно, что в допленные времена термин Ваал (Бааль) («Господь») прилагался и к Богу Израилеву, что также говорит о религиозном синкретизме тех времен и указывает на причину осуждения практики служения Богу Израилеву не в Храме Иерусалимском, а на высотах: израильтяне и иудеи, воспринявшие финикийскую (ханаанейскую) цивилизацию и культуру во всех ее частностях (письменность, искусство, государственное устройство и т. д.), очень скоро отождествили Бога Израилева (Бааль) с языческим Ваалом и стали совершать ему такое же служение, как и ханаанеи, - с тофетами и ашерами (см.: 4 Царств 23:4-24). Ветхий Завет, Библейская археология, Жертвоприношение, Ваал