Евфросин

Автор:

  1. →pdfЕвфросин. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей // Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей: Вновь найденный старообрядческий трактат против самосожжений 1691 г. Сообщение Хрисанфа Лопарёва. - СПб., 1895
  2. pdfОтразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей: Вновь найденный старообрядческий трактат против самосожжений 1691 г. Сообщение Хрисанфа Лопарёва. - СПб., 1895

(† после 1691), монах, старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691).

В историю вошел как автор "Отразительного писания о новоизобретенном пути самоубийственных смертей", написанного в 1691 г. и дошедшего до нас в единственном списке. Впрочем, в самом "Отразительном писании…" упоминаются еще несколько его сочинений, которые сейчас неизвестны. Текст "Отразительного писания…" опубликован в 1895 г. Х. Лопаревым.

В 1670-1671 гг. Е. жил в Курженской пуст., расположенной на острове Курженского оз. в Вытегорском у., у истока р. Андомы (территория совр. Вологодской обл.), где стал учеником игум. Досифея (один из основателей старообрядчества), которого называл «великим аввою» и «отцом». В. О. Ключевский и вслед за ним Х. М. Лопарёв ошибочно отождествляли Е. с прп. Евфросином Куржеским. После разорения Курженской пуст. осенью 1671 г. Е., видимо, часто менял места пребывания, но неизменно поддерживал связь с духовным отцом. Во 2-й пол. 70-х XVII в. в Сунарецкой Троицкой пуст. на Виданском о-ве близ впадения р. Суны в Кондопожскую губу Онежского оз. Е. стал свидетелем отказа Досифея поминать за богослужением старообрядцев, погибших в «гарях», что вызвало протест Сергия (Крашенинникова), вслед за протопопом Аввакумом высоко оценивавшего подвиг самосожжения. Тогда же по поручению Досифея Е. вместе с Поликарпом Петровым (впосл. ставшим активным защитником «гарей») написал «столбец», содержащий ответ на учение апологета самосожжений новгородца Ивана Коломенского1. П. С. Смирнов считал, что под рук. Е. на Керженце состоялось осуждение старца Онуфрия, почитателя сомнительных с догматической т. зр. «писаний» Аввакума (см. Аввакумовщина). В 1693 г. в «сходе» на Онуфрия участвовали непосредственные помощники Е. инок Мина и Галактион Слепой, потом же еще был сход при великоученом отце Евфросине2. Смирнов также считал, что старообрядческое согласие «евфросиновщина», упоминаемое свт. Димитрием Ростовским в «Розыске о раскольничей брынской вере», получило свое название в память о Е.; в некоторых источниках отмечается, что «евфросиновщина» жила преданием об игум. Досифее.

На юге Е. подолгу жил в Жабынской пуст. близ Белёва (см. Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь), где в 70-х гг. XVII в. часто останавливался его учитель Досифей. По-видимому, здесь в 1691 г. «советом и изволением всего русского христианства», т. е. старообрядцев «донских, кумских, поволжских, поморских, западных и южных», Е. создал «Отразительное писание...», копии которого распространял, в частности, Мина, ученик Е., о чем сообщает надпись на единственном известном списке сочинения: «Списано с тетратей с Минина приносу с Руси, с Калуги и з Билева, писма старца Ефросина и окрест з братьею» (Лопарёв. 1895. С. 013, 010).

В «Отразительном писании...» Е. подробно изложил историю возникновения и распространения самосожжений в связи с характерными для начального периода старообрядчества воззрениями о скором наступлении царства антихриста и близкой кончине мира. В трактате приведены важные свидетельства об учениках Капитона в Вязниках, где зародилось самосожжение, упоминается Кузьма, один из возможных основателей нетовского согласия (см. Спасово согласие). «Отразительное писание...» изобилует натуралистическими картинами и подробностями «гарей», обличительными характеристиками сторонников «самоубийственного губительства»; автор видел свою главную задачу в обличении «нечеловеческого естества учителей сих окаянных». Ссылаясь на Свящ. Писание и святоотеческие труды, Е. отказывает погибшим в «гарях» и организаторам самосожжений в молитвенном поминовении после смерти и в праве именоваться христианами. Е. писал о возможности развития из учения о «самоубийственных смертях» «христовщины», т. е. о хлыстах. В его сочинении отразилась полемика по вопросу о правомерности «самоубийственных смертей» между отцами старообрядчества, допускавшими самосожжения, Даниилом Викулиным и иеродиак. Игнатием Соловецким и противником самосожжений иноком Корнилием Выговским, Трактат позволяет уточнить отдельные события раннего периода старообрядчества (о некоторых гарях известно только из «Отразительного писания...»), биографии деятелей той эпохи, в частности бывш. есаула Евстафия Троинского (впосл. инок Ефрем), возглавившего Тегенскую гарь в Тюменском у.

"Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей" — это полемический трактат, направленный против учителей и последователей самосожжения в старообрядчестве.Много места Евфросин посвящает детальному, натуралистическому описанию процесса самосожжения: "Телеса … жареным мясом пахнут"; сварившаяся кровь "клокочет" и "взбивается" вверх пеной; кипят и тела людей — один "яко есть кровь красен", "ин же желт и бел же другий", "ов же ужаснее, черн бо являшеся". Так и кажется, что писатель стремится вызвать у своих читателей отвращение к физическим страданиям, неприятие их. В своем протесте против бессмысленных телесных страданий, инок Евфросин выступает и против голодной смерти.

А о тех "учителях", которые побудили свою паству к приятию "огненной смерти" и заживо похоронили людей в огне, он отзывается очень резко и пишет о "нечеловеческом естестве учителей сих окаянных". К сторонникам "огненной смерти" Евфросин применяет и другие термины — "мрачные детины", "истлители", "палачи", "учители-мучители", "темные старцы" и др. Обличает он и конкретных проповедников "огненной смерти".

Инок Евфросин утверждает, что жизнь — это "великий дар Божий", и нельзя самовольно "убегать" от "долгих трудов и потов", ее наполняющих. Больше того, тот, кто толкает людей на путь самоубийства, является настоящим врагом "светлой России", виновником ее "опустения".

В «Отразительном писании...» Е. высказал отношение и к др. вопросам, по к-рым в тот период шли споры между старообрядцами. Инок обличал беспоповцев, утверждавших, что при антихристе не будет приношения Бескровной Жертвы, уверяя, что «до самыя кончины причастие у верных будет». Вместе с игум. Досифеем Е. осудил учение Игнатия Соловецкого, выступавшего против надписания на кресте «I.Н.Ц.I.». Е. не разделял запрет поморцев на общение в пище с православными, считая, что «излишними теми хлопотами на что верных давити». Е. осуждал пошехонцев, к-рые считали, что дача «окупа» правосл. священнику для получения фальшивого свидетельства о принадлежности к правосл. Церкви несовместима с истинным благочестием. По мнению Е., такое упорство приводило только к усилению гонений. Вместо «окупа» он предлагал бегство: «Первое начало спасению - заповеди Христовой хранение: гонимым в том граде в другой перебегать», как большей частью и поступали старообрядцы (Там же. С. 96, 26, 60, 42).

По мнению Н. С. Демковой, подготовительные материалы к трактату Е. отразились в рукописи из собрания Музея-заповедника Кижи (КП-219/2, нач. XVIII в.), содержащей подборку текстов с обличением самосожжений. Центральное место в сборнике занимает «Жалобница поморских старцев», написанная немного ранее «Отразительного писания...» учениками Е. иноками Миной и Иринархом, юродивым Андреем, Галактионом. «Жалобница...», по мнению исследовательницы, была одним из источников «Отразительного писания...». Одновременно с «Жалобницей...» ученики Е., вероятно, создали входящее в сборник «Писание отчасти» против самосожжений. Частью архива, использовавшегося Е. при подготовке «Отразительного писания...», по-видимому, являлась подборка выписок из Свящ. Писания и творений отцов Церкви о греховности «самоубийственных смертей», также помещенная в рукописи.

В «Отразительном писании...» упоминаются несохранившиеся обличительные сочинения Е.: «взыскание» на «лжеучение» Поликарпа, послание к Онуфрию с обличением самосожжений. Исследователи усматривают стилистическое сходство трактата Е. с сочинениями Аввакума, отмечают непоследовательность Е. в изложении, связанную с полемической направленностью его труда.

Соч.: Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей: Вновь найденный старообрядческий трактат против самосожжений 1691 г. Сообщение Хрисанфа Лопарёва. - СПб., 1895

Лит.: Димитрий Ростовский, свт. Розыск о раскольничей брынской вере. М., 1847. С. 65; Ключевский В. О. Новооткрытый памятник по истории раскола // БВ. 1896. Т. 1. № 3. С. 490-499; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в ХVII в. СПб., 1898. С. LХХIV-LХХХI; Ерёмин И. П. «Отразительное писание» Евфросина // История рус. литературы: В 10 т. М.; Л., 1948. Т. 2. Ч. 2. С. 335-341; Елеонская А. С. Гуманистические мотивы в «Отразительном писании» Евфросина // Новые черты в рус. лит-ре и искусстве (ХII - нач. ХVIII в.). М., 1976. С. 263-276; она же. Русская публицистика 2-й пол. ХVII в. М., 1978. С. 186-231; Понырко Н. В. Евфросин // СККДР. Т. 3. Ч. 1. С. 299-300; Юхименко Е. М. Каргопольские «гари» 1683-1684 гг.: (К пробл. самосожжений в рус. старообрядчестве) // Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). М., 1994. [Вып. 1]. С. 64-119; Демкова Н. С. «Жалобница» поморских старцев против самосожжений (1691) г. // Она же. Сочинения протопопа Аввакума и публицистическая лит-ра раннего старообрядчества. СПб., 1998. С. 139-155; Шашков А. Т. «Светлая Россия потемнела, а мрачный Дон возсиял…» // Родина. 2006. № 11. С. 75-78; Пигин А. В. «Писание отчасти» против самосожжений - памятник старообрядческой лит-ры XVII в. // ВЦИ. 2007. № 4(8). С. 101-129.