Аполлинарий Лаодикийский

Аполлина́рий Лаодики́йский (греч. Απολλινάριος Λαοδικείας, Аполлинарий Младший; ок. 310 - ок. 390) - епископ Лаодикии Сирийской (совр. Латакия, Сирия), один из самых ярых противников арианства, богослов, экзегет, предшественник монофизитства.

Биография

Аполинарий родился в Лаодикеи на Лике в семье пресвитера Аполлинария Старшего, получил классическое образование. В 360 году был рукоположен в епископы родного города, преследовался местными арианами. Аполлинарий был представителем александрийской богословской школы и учеником Афанасия Великого, состоял в переписке с Василием Великим. Аполлинарий принадлежал к числу ревностных сторонников решений Никейского собора. Церковный историк А. В. Карташёв пишет о нём:

Он был столь строгий, непримиримый «староникеец» на Востоке, что не признавал иерархической власти даже Мелетия Антиохийского, не говоря уже ο маленьком Павлине. Под предлогом этих арианских смут он просто объявил себя здесь главой автономной церкви. Как талантливый писатель и профессор, он имел достаточно выдающихся сторонников и приверженцев, и св. Василий Великий в молодости почтительно дружил с ним, и сам великий Афанасий ценил Аполлинария за ревность по никейской вере.

Учение

Аполлинарий писал свои сочинения, подражая греческим классикам. Исторические сюжеты Ветхого Завета послужили основой для его героических песен и трагедий (сохранились лишь его стихотворное переложение Псалтыри, Созомен сообщает, что им в стихотворной форме, по образцу поэм Гомера, была изложена Священная история от сотворения мира до времён Саула). Новый Завет он передал в форме платоновых «Диалогов».

Аполлинарий известен своим оригинальным учением о личности Христа, которое церковь объявила еретическим. Исходя из того положения, что совершенный человек и совершенное Божество не могут соединиться в одно лицо и что, далее, Христос как совершенный человек был бы греховен и, следовательно, неспособен к искуплению, Аполлинарий учил, что Христос имел только две части человеческого существа - тело и душу, третью же часть, ум, занимал в нём Божественный Логос. Аполлинарий писал: Если бы Господь принял все, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху, Плоть Спасителя, взятая с Неба из лона Отца, не имела человеческой души и разума; отсутствие души восполняло Слово Божие; Божество оставалось мертвым в продолжении трех дней.

Аполлинаризм (аполлинарианство)

Из своих приверженцев Аполлинарий образовал в Антиохии особую общину и назначил епископом Виталия. Аполлинаристы быстро распространились в Сирии и прилежащих странах. В Константинополе и других местах они образовали много общин с своими особыми епископами. После смерти Аполлинария они распались на две партии, из которых одна, виталианцы, осталась верною учению Аполлинария, а другая, полемианцы, утверждала, что божественное и человеческое слилось в Христе в одну сущность и что поэтому нужно поклоняться телу его (их называли также поэтому саркола́тры (от др.-греч. σάρξ, σαρκός - «мясо, плоть, тело» + др.-греч. λατρεία - «служение, почитание, культ») или антропола́тры (от др.-греч. ἄνθρωπος - «человек» + др.-греч. λατρεία - «служение, почитание, культ»), а также синузи́асты (др.-греч. σύν-εσις - «соединение, встреча, слияние»), потому что они соединяли в одно - божественную и человеческую сторону.

Другое название аполлинаристов - димири́ты (др.-греч. διμοιρΐται от др.-греч. δῐ (δίς) - «дважды» + др.-греч. μοῖρα - «часть, доля»; др.-рус. дъвочастьници).

С 362 года аполлинаризм был отвергнут на многих соборах, в том числе и на Втором Вселенском соборе (381 год). Согласно 7 правилу этого собора аполлинаристов постановили принимать вторым чином, через миропомазание

Эдиктом императора Феодосия I в 383 году аполлинаристы были приравнены к евномианам и македонианам, им было запрещено иметь иерархию и церковные собрания. В 388 и 397 годах указы византийских императоров ещё более стеснили богослужение аполлинаристов, которое, в общем, немногим отличалось от обыкновенного, а в 428 году усилиями Нестория оно было совершенно запрещено в городах, после чего аполлинаристы рассеялись отчасти между православными, отчасти между монофизитами. Анафема против аполлинаристов была повторена на V Вселенском соборе, и кроме них впервые был анафематствован и сам Аполлинарий, поскольку он не покинул церковь, в отличие от своих учеников, и, как считали до V Вселенского собора, умер в мире и согласии с православной церковью, в особенности, за формулу «одна природа Бога Слова воплощенная» (др.-греч. μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη), чтобы обосновать отказ от этой формулы в условиях прославления Кирилла Александрийского, использовавшего эту формулу Аполлинария.

В эпоху Реформации католики и протестанты поочередно навлекали на себя обвинения в аполлинаризме: католики вследствие их учения о причастии, протестанты же вследствие учения о соединении той и другой природы в Христе.

Сочинения

  1. PG 33
  2. Подробное изложение веры. / Пер. и прим. Г. И. Беневича. // Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. Т. 1. М.-СПб., 2009. С. 358-367.

Литература

  1. Православная энциклопедия: Аполлинарий Лаодикийский
  2. Лурье В. М.. История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-901410-13-0 Оглавление, Раздел 1, гл. 1, Раздел 1, гл. 2, Раздел 2, гл. 1, Раздел 2, гл. 2, Раздел 4, гл. 1, Раздел 4, гл. 2
  3. В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. - Петроград: Третья Государственная Типография, 1918. - Т. 4. -600 с., С. 134-156
  4. А. В. Карташёв. Вселенские Соборы. Париж, 1963, глава Аполлинарий Лаодикийский
  5. Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Серг. П., 1895
  6. Булгаков С., прот. Агнец Божий. П., 1933. С. 23-42
  7. Карташев. Соборы. С. 188-191
  8. Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000)
  9. Grillmeier A. Le Christ dans la tradition chrétienne de l'âge apostolique à Chalcédoine (451). Р., 1973
  10. Quasten J. Patrology. Utrecht; Brux., 1975. Vol. 3
  11. Prestige G. L. Fathers and Heretics. L., 1977.

1/0