Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/97]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
97 ля праведности будут искуплены из суда Божьего. Искуплены не Учите¬
лем, не его искупительной жертвой, не его смертью, а своим дости¬
жением состояния праведников, то есть сынов света. И только те из них,
совершенных, «исполняющих закон», будут искуплены, кто остался ве¬
рен Учителю праведности [во время раскола, искуплены не Учителем,
но тем, что остались верными, несмотря на «страдания»]. Комментарий
к Хаваккуку и Дамасский документ имели различную аудиторию, раз¬
личного типа общины, эти документы отражают различные ступени до¬
стижения искупления, поэтому им необходимы различные мессианские
функции Учителя праведности. Если в Комментарии к Хаваккуку необ¬
ходимы и достаточны страдания и вера [в Учителя праведности], то есть
верность в гонениях и расколе и вера в него, то в Дамасском документе
он должен придти обратно к общине [иначе конструкция рушится]. По¬
этому в Дамасском документе и не сказано: «Суд Божий», а сказано: «до
уничтожения всех людей войны, которые шли с Человеком лжи»,385 и
можно только догадываться и предполагать, что речь идет об окончатель¬
ном уничтожении нечестия, поскольку здесь, в Дамасском документе,
«от смерти Учителя единственного» до этого «уничтожения всех людей
войны, которые шли с Человеком лжи», дан тот же догматический срок
«около 40 лет», что и в Комментарии на Псалом 37,386 и сказано также:
«от смерти Учителя до прихода мессий Аарона и Израиля»,387 то есть
«до того как встанет Учитель в конце дней».388 Этим объясняется конта¬
минация (совмещение функций) Учителя - главы общины, первосвя¬
щеннического мессии и мессии Израиля, возможность внесения трапе¬
зы встречи мессии Израиля текста «Двух колонок» на них обоих, то есть
на Сына Давидова и мессию первосвященнического. Именно такую мо¬
дифицированную трапезу для общины типа eda в диаспоре мы находим
в Дидахе. Этот устав общины типа eda из новообращенных был, оче¬
видно, написан через много лет389 после Дамасского документа. В Ди- 385 [CD 20.14-15]. 386 где сказано, что «через сорок лет исчезнет нечестие навеки» [см.
4Q pPs 37 2.7-9]. 387 [CD 19.35 -20.1]. 388 [CD 6.10-11]. См. соответственно сорокалетнюю эсхатологическую войну
по свитку Войны [1Q М 2.6 и далее]. 389 более сорока лет, по крайней мере, так как этого догматического срока там
нет, вообще нет никаких сроков, см. Дидахе 4.[1, где сказано: «Возвещающего