Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/95]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
95 Учитель праведности в Дамасском документе и Комментарии к Хаваккуку. В Дамасском документе Учитель праведности назван (если перевод
правилен) «Единственным учителем (more [ha]-yahid)»,377 «Толкователем
Торы, пришедшим в Дамаск»;378 он создал («построил») общину, в ко¬
торой был раскол; были ли гонения - не сказано. Похоже, что Человек
лжи был одним из руководителей общины. Смерть Учителя праведно¬
сти - точка отсчета последнего периода эсхатологической эры, конца
дней, об этом свидетельствует формула сорока лет от смерти Учителя
до суда Божьего и от смерти Учителя до прихода мессии Аарона и Из¬
раиля, то есть от смерти Учителя «до того, как встанет Учитель в конце
дней». Таким образом, как мессия первосвященнический и одновремен¬
но глава всей eda, мессия обеих частей общины, Аарона и Израиля, Учи¬
тель может придти обратно к общине через воскресение из мертвых,
когда начнется суд Божий, то есть воскресение - заданная Дамасским
документом функция мессии первосвященнического - Учителя правед¬
ности. Вводить трапезу текста «Двух колонок» на мессию Израиля толь¬
ко в Дамасском документе не было надобности. А вводить трапезу раб-
бим Устава yahad для eda было нельзя, и в Дамасском документе нет ни¬
какой трапезы. Дамасский документ отражает практику eda в то время,
когда уже сложилось почитание Учителя праведности - основателя об¬
щины и будущего ее главы в Царстве Божьем, мессии Аарона и Израи¬
ля.379 Центральным пунктом этой мессианско-эсхатологической систе¬
мы была идея единства общины и ее главы, непременное, предопреде¬
ленное Богом и определенное догматическим сроком 40 лет от смерти
Учителя праведности до суда Божьего возвращение Учителя праведно¬
сти к своей общине, его воскресение. [В Дамасском документе] воскре¬ 377 [«Учителем праведности» (CD 1.11: plH ГП1П); «Учителем единствен¬
ным» (CD 20.1: ΤΙΤΠ ΓΠΊΠ).] 378 [CD 7.18-19]. 379 Именно как глава всей общины, ставшей Царством Божьим, он и мог
быть мессией одновременно для обеих ее частей - и Аарона, и Израиля. Это
очень важное теоретическое положение дано в прологе IV Евангелия и во
втором свидетельстве Иоанна, когда он завещает общину пришедшему Хри¬
сту [Иоан. 1.1-18,29-34]. Оно же содержится в Дидахе, это - 2-я хлебная мо¬
литва [Дидахе 9.3-4].