Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/90]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
90 ние и искупление; во-вторых, обряд омовений и, в-третьих, обряд
трапезы. Все три обряда соответствуют различным степеням дости¬
жения праведности, нравственного очищения. Первому сроку нови-
циата соответствует обряд покаяния; обряд омовений - очистительный
обряд - соответствует второму сроку новициата, когда кандидаты до¬
пущены к общинному труду, имущество их учтено, но не объединено
с имуществом общины, в Уставе yahad подчеркнуто, что его нельзя
тратить на содержание раббим.354 Обряд коллективной трапезы - это
обряд полноправных членов, которые смешали имущество, труд и
знания355 и слились в единый коллектив. Бытовой коллективизм и ду¬
ховное единство, с точки зрения Кумрана, были нераздельными по¬
нятиями. Фраза Дидахе: «е с л и вы едины в нетленном, то
насколько более в тленном»356 - стала понятна только по¬
сле кумранского Устава. Трапеза практиковалась только раббим (старшими). Дамасский до¬
кумент - это устав общины Нового Союза в стране Дамаска, общины
типа eda, где не было бытового коллективизма, поэтому в Дамасском до¬
кументе нет ни трапезы раббим, ни термина yahad. Из кумранских об¬
рядов упомянуты лишь покаяние и омовение,357 то есть очистительные
обряды, и даны строгие правила их исполнения. Вместе с тем соблюда¬
лись суббота, праздники, пищевые запреты и тому подобное, не было
разрыва с храмовым культом. Если в Уставе yahad социальная этика пре¬
валирует над ритуалами, то в Дамасском документе, наоборот, акценти¬
рована обрядовая сторона и наблюдается тенденция к тому, чтобы при¬
дать ей самодовлеющее значение. Рассмотрим трапезу раббим Устава yahad. «И пусть вместе едят, и
вместе благословляют, и вместе пусть советуются. В каждом месте, где
будет десять человек из общего совета, пусть неотступно будет с ними
кто-нибудь из первосвященников. Каждый сидит перед ним согласно
своему порядку... И как случится накрывать стол для еды или (пода¬
дут) виноградный сок для питья, первосвященник протянет руку пер¬ 354 1QS 6.[18]-22. 355 [См. IQ S 1.11-13; выражение «смешали» см. в IQ S 6.17,22]. 356 [Дидахе 4.8]. 357 [члены общины Дамасского документа рассматривались как кандидаты в
yahad.]