Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/81]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
81 раскрыты все функции мессии первосвященнического, мессии всей об¬
щины в целом, «людей жребия Мельхиседека».315 В Мидраше Мельхи¬
седека нет ни слова об Учителе праведности. Но в Комментариях, на¬
писанных после 63 г. до н. э.,316 уже нет ни слова об ааронитах и сынах
Садока. А в Дамасском документе317 «сыны Садока», скорее всего, сле¬
дует понимать как уточнение: не вообще аарониты, а те аарониты, кото¬
рые сыны Садока. Если Садок - синоним праведного первосвященни¬
ка, то этот термин (звание) оказывается снятым так же, как Аарон, Мель¬
хиседеком. В Комментарии на Псалом 37 Учитель назван первосвящен¬
ником,318 но нет термина «ааронит» ни применительно к нему, ни вообще
к кому-либо. Комментарии относятся к периоду поворотному в истории
кумранской общины, периоду после 63 года до н. э., рассматривавшему¬
ся в общине как канун Суда Божьего, когда община развернула массо¬
вую агитацию и стала готовить вооруженное восстание. Мидраш Мель¬
хиседек, как и Комментарии, отражает структурные изменения, кото¬
рые произошли в кумранской общине. Не исключено, что «Человек
лжи» Дамасского документа и Комментария к Хаваккуку и его сторон¬
ники - это ааронитское руководство в общине Учителя. На это указы¬
вает и текст Благодарственных гимнов, где упомянуты «великие ры¬
боловы»,319 а Учителя не признают и преследуют, изгоняют его из об¬ 315 [1 IQ Melch 8; «люди жребия Мельхиседека» - это название всей общины
в целом]. Община мельхиседекиан существовала как секта длительное время
на Востоке так же, как община назореев, иоаннитов и, наконец, евионитов
[Epiph., Adv. Haeres. 55]. Выпадение каждой из этих группировок [в секту] на
определенном этапе истории общины, момент отрыва, есть формирование ге¬
неральной линии христианства. По ним можно, как по лестнице, проследить
весь ход формирования христианской догматики и культа от Кумрана до ново¬
заветного канона. 316 [Имеются в виду 4Q РВ, 4Q Flor, 4Q pPs 37. Позднее Η. Е. пришла к выво¬
ду, что Комментарии и Дамасский документ написаны после захвата Иеруса¬
лима Иродом в 37 г. до н. э.; см. Приложение, стр. 395. - А. Г.] 317 [CD 4.3-4]. 318 [Точнее, Учитель праведности назван «священником», что может означать
(и действительно означает) «первосвященника» (4Q pPs 37 2.19; 3.15).] 319 [1Q Н 5.7-8: «Ты дал мне жилище (ТПП) со многими (ГРЗ“1) рыболова¬
ми, которые раскинули сеть на поверхности вод, с ловцами сынов неправды».
«Рыболовы» - это руководство общины; ср. призвание Петра и сынов Зеве-
деевых, чудесный лов рыбы в канонических Евангелиях и пр.]