Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/78]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
78 сказано, что для того, чтобы стать yahad, надо «поставить над собой»297
[дело борьбы со злом... ]. Контаминация мессии Аарона и мессии Израиля в Учителе Иисусе
Христе заключалась в том, что Учителя праведности почитали мессией
первосвященническим для обеих частей общины (Аарона и Израиля) в
культовой форме ожидания прихода вождя всей eda, мессии Израиля.
Два момента сделали эту контаминацию возможной: во-первых, мессия
Израиля - вождь eda; во-вторых, он должен придти в конце дней. Сле¬
дующие [соображения] сделали эту контаминацию действительной: 1) Учитель - мессия для обеих частей общины, то есть мессия
для всей eda (вместо мессии Израиля - мессия всей eda). 2) Учитель - отсутствующий глава всей общины (всей eda, всего об¬
щества Израиля). 3) Учитель должен вернуться обратно к общине (eda, всему общест¬
ву Израиля). 4) Он может вернуться и вернется только тогда, когда наступит ко¬
нец дней, Суд Божий. Таким образом, он, как и мессия Израиля текста «Двух колонок»,
должен придти (к eda) в конце дней. Но Учитель по Дамасскому доку¬
менту придет как Единственный учитель, мессия всей общины, чтобы
учить в конце дней.298 По Дидахе через него открыт святой виноград Да¬
вида и хлеб299 - «познание, вера и бессмертие».300 По Комментарию к
Хаваккуку ему передал Бог суд над всеми народами.301 Он - праведный
первосвященник, он - мессия праведности, и верующие [в него] не су¬
дятся. Учитель обладает функциями мессии первосвященнического, то
есть действовать ему предстоит как мессии первосвященническому: су¬
дить302 и учить.303 «Познание, вера и жизнь вечная» Дидахе есть соеди¬
нение функций Учителя праведности по Комментарию к Хаваккуку и 297 [«И то, что (вступающий) поставит в Союзе над своей душой... »(1Q S 5.10;
перевод К. Старковой).] 298 [См. CD 20.1 и 6.10-11]. 299 [Дидахе 9.2-3]. 300 [Дидахе 10.2]. 301 [IQ pHab 5.4]. 302 См. Комментарий к Хаваккуку, где сказано, что верующие в Учителя пра¬
ведности не судятся [IQ pHab 8.1-3]. 303 См. Дамасский документ [CD 6.10-11; ср. 4Q Test 17-18].