Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/72]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
72 святыни для вечной истины».266 Искупление открывает путь познания
истины, божественная истина освобождается и раскрывается через ис¬
купление зла, лжи. [... ] Дух святыни выполняет функцию посредника
или ступени в процессе раскрытия истины и одновременно является
ее выражением. Он абстрагируется в образе князя света, [земной] па¬
раллелью которого (согласно кумранской сферической модели мира)
является мессия первосвященнический267 [... ] искуплением достигает¬
ся познаваемость истины. Путь познания Бога, путь истины, путь ис¬
купления - синонимы [...]. Уйти из мира зла, чтобы жить согласно
всем этим правилам, «сообща обрезывать»268 необузданность побуж¬
дений, чтобы быть едиными в знании, труде и имуществе269 - это сис¬
тема абсолютного коллективизма труда и быта, поглощение личного
общественным, система искупления зла в плане социально-этическом.
Вступающие на путь познания Бога, на путь искупления - доброволь¬
но жертвующие - приносят в жертву свои личные интересы, связи,
привязанности, чтобы «поставить над собой»270 дело борьбы со злом,
чтобы открыть, готовить путь Богу. Вся система жизни согласно этим
правилам yahad есть искупительная жертва [нрзб ], есть служение Бо¬
гу, путь его познания и путь подготовки Царства Божьего на земле. Та¬
ким образом, в кумранском Уставе искупительная жертва - это жерт¬
ва, которую каждый приносит общине, жертва личным общественно¬
му. Это - основная, решающая предпосылка, условие вступления на
«путь познания Бога» и средство этого познания - добровольная жерт¬
ва всеми личными интересами общине, коллективу, коллективизму,
чтобы «поставить над собой»271 [коллектив]; готовность к этому есть
проявление духа святыни, избранничества, принадлежности к сынам
света, сынам Божьим; служение общине есть реализация себя в этом
качестве праведника, достигшего совершенства в праведности. Таковы 266 [См. IQ S 9.3-4]. 267 Этому соответствует параллелизм князя тьмы Велиала и его последователь¬
ных воплощений; ер. термины «человек лжи» в кумранских Комментариях,
«лжепророк», «Рим», «число зверя» и тому подобную терминологию Апокалип¬
сиса Иоанна. 268 [1QS5.5], 269 [См. IQ S 1.11-13]. 270 [См. 1QS 5.10]. [Там же.] 271