Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/66]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
66 знания истины. В IV Евангелии, в отличие от Устава yahad, все это
[лишь] атрибуты Иисуса Христа как Сына Божьего, процесс [утвержде¬
ния коллективизма и реальной борьбы с миром зла] выпал, Иисус Хри¬
стос взял искупление на себя и дал [верующим в него] дух святыни и
истину. Процесс борьбы [с миром зла] - процесс искупления и планомерно¬
го учреждения духа святыни, процесс познания и проявления божест¬
венной истины - продолжается в течение всей 1-й эсхатологической фа¬
зы «до прихода мессий Аарона и Израиля».243 2-я эсхатологическая фа¬
за - самый конец мира зла, суд Божий и мировой катаклизм. Неясным
представляется вопрос о последовательности этапов 2-й эсхатологиче¬
ской фазы. Можно полагать, что самый приход пророка и мессий озна¬
чает наступление конца [мира зла]. Эсхатологический пророк провоз¬
глашает [приближение этого конца, приближение Царства Божьего],
мессия первосвященнический выполняет функцию духовного главы об¬
щины сынов света и верховного судьи на Божьем суде, мессия Израиля
возглавляет воинство сынов света в войне с сынами тьмы.244 [... ] Изме¬
нение периодизации 2-й эсхатологической фазы дано в Дидахе, задано
в Дамасском документе и нашло свое завершение в паулинизме, где про¬
блема смерти Учителя и его предстоящего возвращения в конце дней
упиралась в возможность воскресения только в последний момент (в фи¬
нале) уже состоявшегося Божьего суда. Тем самым исключалась возмож¬
ность выполнения им функций верховного судьи на Божьем суде. Мировой катаклизм - это две войны [которые идут одновременно и
параллельно] - первая на небе, вторая - на земле. Иначе говоря, это все¬
общее вооруженное восстание - последний, решительный бой с миром
зла.245 Таким образом, 1-я эсхатологическая фаза - путь искупления,
процесс нравственной подготовки, процесс накопления сил накануне от¬
крытой вооруженной борьбы; 2-я эсхатологическая фаза - вооруженное 243 [IQ S 9.11]. 244 См. порядок трапезы текста «Двух колонок» в честь прихода мессии Из¬
раиля [IQ Sa 2.17-22]. 245 Ср.: «Царство Божье силою берется» [Мф.11.12; точнее: «Царство Небес¬
ное силою берется»].