Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/61]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
61 логический религиозный культ воскресения Учителя праведности обес¬
печило кумранской общине социальную базу ценой ликвидации yahad.
[В ходе восстания] они были разбиты и уничтожены, но созданный ими
культ остался жить и пережил Рим, это была победа eda [а не yahad].
Yahad погиб, чтобы жила eda, и Христос в IV Евангелии умер, принес
себя в жертву, чтобы жила община.222 Дуализм и социальная этика Кумранская община верила, что Бог предопределил концентрацию
света в Кумране, а все остальное человечество лежит во тьме. Та же ве¬
ра могла быть выражена так: Бог избрал сынов света и отверг сынов
тьмы. Кумранская дуалистическая доктрина дала теоретическое обоснова¬
ние отрицанию социальной этики рабовладельческого общества. Гос¬
подствующая в мире система социальных отношений была осуждена
Кумраном как царство тьмы, стяжательства и неправды.223 Согласно
кумранской теологии она есть материализация духа зла, князя тьмы Ве¬
лиала. Реальный мир рассматривался как проекция сверхреальной сфе¬
ры, владычество духа кривды на земле - как отражение могущества Ве¬
лиала. Добро и зло - категории социально-этические, понятие зла эк¬
вивалентно понятию социальной несправедливости. Вся история человечества [была представлена как] детерминирован¬
ный процесс борьбы, «тяжбы»224 двух духов, двух сил, которые Бог вло- 222 [См. Иоан. 12.24: «если пшеничное зерно, пятни на землю, не умрет, то оста¬
нется одно, а если умрет, то принесет много плода»; см. молитву Иисуса Хри¬
ста за общину на тайной вечере (Иоан. 17).] 223 На первом месте в духе тьмы (зла) поставлено стяжательство; в Дамасском
документе [CD 4.15-19] говорится о «трех западнях Велиала»: богатстве, раз¬
врате и осквернении храма; прославление бедности [ставшее в позднейшем хри¬
стианстве пережитком революционного прошлого] отразилось в наименовании
«евионим» [то есть «бедные», «нищие». Ср. 1Тим.6.9-10: «А желающие обо¬
гащаться впадают в искушение и в сеть (Велиала - А. Г.) и во многие безрас¬
судные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо
корень всех зол есть сребролюбие»]. 224 [1QS 4.17-18].