Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/59]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
59 сначала зародыш нового общества в недрах старого. Таким зародышем
и моделью нового общества был yahad - это была община, основанная
на принципах коммунизма.217 Предыдущие революции пророков и Мак¬
кавеев не привели к победе потому, что не было модели, зародыша но¬
вого общественного строя в недрах старого и старый мир не был унич¬
тожен в сердце каждого человека, было сохранено обыденное сознание,
стремление «жить по обычаю человеческому».218 Переделав, «перепла¬
вив» человека, «создав новую плоть»,219 можно построить Царство
Божье на земле, и лишь в борьбе с миром зла возможна такая переплав¬
ка. Эту борьбу против духа стяжательства в себе и против мира стяжа¬
тельства можно вести, лишь объединившись в общество, построенное
на началах справедливости, абсолютного коллективизма - то есть став
yahad. Борьбу со злом в сердце человека ведут в yahad, борьбу с миром
зла ведет yahad. Он противостоит всему миру зла, его рост есть вытес¬
нение системы зла, длительный процесс, он идет с переменным успе¬
хом, это вместе с тем процесс познания [Бога] и, что то же самое, про¬
цесс внесения революционного сознания в массы, «борьба за массы»,
то есть процесс подготовки и проведения мировой революции. Это не
только программа революции, это программа будущего общества, кото¬
рое не возникает в результате революции, а создано до революции, ре¬
волюция не начинает, а заканчивает строительство нового общества. За¬
дача революции в том, чтобы уничтожить мир зла - всю рабовладель¬
ческую империалистскую систему. Невинных жертв не будет, все, кто
не вошел в общину, подлежат уничтожению.220 Создается yahad и eda,
ведется широкая пропаганда, создаются общины во всех центрах Сре¬
диземноморья, практикуется прозелитизм во всех слоях общества, в осо¬
бенности среди угнетенных и неимущих. Создав общины типа eda сре¬
ди язычников и варваров, они вышли за рамки иудаизма как религиоз¬
ной системы. 217 [См. IQ S 1.11-12: «Все те, кто добровольно изъявляет готовность (придер¬
живаться) Его истины, должны принести в общину Бога все свое знание, всю
свою силу (то есть труд) и все свое имущество» (перевод И.Амусина).] 218 [2Цар. 17.33; 1Кор.З.З; Еф.2.1-3]. 219 [См. IQ S 4.20-23; 1QH 5.16; 6.8; 14.3; 4Q 177 fr. 10-11 1. Ср. Мал.3.2-3;
3ах.13.9. Ср. Шетра 1.6-7; 4.12. и др.] 220 [См. IQ S 4.14; CD 2.6-7; 1QM и др.]