Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/53]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
53 ности и предстоящим приходом мессии Аарона и Израиля. Здесь нет
пророка и есть Учитель. Не исключено, что Учитель праведности Да¬
масского документа, Комментария к Хаваккуку и других документов эк¬
вивалентен пророку Устава yahad. В пользу этого как будто бы говорят
и некоторые данные Комментария к Хаваккуку, где Учитель «из уст Бо¬
га»195 получает откровение «о последних временах»196 и, следовательно,
является пророком последних времен - то есть эсхатологическим про¬
роком.197 Трактовка образа Учителя в Дамасском документе и Коммен¬
тарии к Хаваккуку в значительной мере согласуется с подобным пред¬
положением. Но некоторые моменты этому противоречат. И в Коммен¬
тарии к Хаваккуку, и в Дамасском документе Учителю праведности от¬
крыта вся полнота божественной истины, через него дается в Дамасском
документе198 дух святыни, он - божественный посредник, божественный
избранник, и в Комментарии к Хаваккуку199 ему [будет] передан суд над
всеми народами. Возможно, комментатор передал Учителю праведно¬
сти суд Божий в пылу полемики [с раскольниками], но дела это не меня¬
ет. В обоих документах Учителю праведности передана высшая теоло¬
гическая прерогатива, а в Комментарии к Хаваккуку200 вера в Учителя
праведности подана как критерий праведности. Все эти данные (даже
исключив известное место Дамасского документа, где тот, через кого дан
дух святости, назван мессией201) показывают, что Учитель праведно¬
сти - если и пророк-предтеча, то вместе с тем - больше, чем пророк, на
него перенесены атрибуты мессии, но мессией он прямо не назван.202
В этом отношении крайне любопытно то обстоятельство, что в Дамас¬
ском документе Учитель праведности не назван ни первосвященником, 195 [IQ pHab 2.2]. 196 [lQpHab 2.7-10]. 197 См. Ядин [Yigael Yadin. The Dead Sea Scrolls and the Epistle to the Hebrews. -
ADSS], c. 51. 198 [Cm. CD 2.12; cp. IQ S 8.14-16; IQ pHab 7.4-5]. 199 [IQ pHab 5.4]. 200 [IQ pHab 8.1-3]. 201 [CD 2.12]. 202 Вопрос этот крайне сложен. Как известно, в ветхозаветной пророческой
традиции суд - функция царской власти (Давида). Но в Уставе Кумрана ре¬
шающая роль на Божьем суде принадлежит Совету общины (и всей общине в
целом).