Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/50]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
50 фея: «Святые будут судить мир»;181 «Святые будут судить 12 колен Из¬
раилевых».182 Вторая [тенденция представлена] Петром,183 Иоанном и
Апокалипсисом, где судебная прерогатива передана Богом Сыну Божь¬
ему, он же «Пастырь добрый»:184 «Бог [Отец] и не судит никого, но весь
суд отдал Сыну»,185 «Агнец, который был мертв, и се, жив, достоин от¬
крыть книгу за семью печатями и начать суд Божий».186 При этом Агнец
облачен в первосвященническую одежду в полном соответствии с Ком¬
ментарием к Хаваккуку, где Учитель праведности - праведный перво¬
священник.187 Суммируем сказанное: в Дамасском документе и Комментарии к Ха¬
ваккуку высшая прерогатива Совета общины Устава yahad была пере¬
дана Учителю праведности188 и [начал] формироваться его культ. Мож- новозаветных текстов; с оговорками верно и то, что «в Дамасском документе и
Комментарии к Хаваккуку высшая прерогатива совета общины Устава yahad
(вести Суд Божий) передана Учителю праведности». Позднее (и очень скоро)
Η. Е. пришла к выводу, что перед нами не две тенденции или традиции но од¬
на, отразившаяся в документах, составленных для общин двух типов, yahad и
eda. - А. Г] 181 1 Кор.[6.2-3]. 182 Мф. [19.28:«.. .когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, ся¬
дете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых»;
ср. Лука 22.28-31]. 183 [1Петра4.5; 5.4]. 184 [Иоан.10.11]. 185 Иоан.[5.22]. 186 [Вольный пересказ] Откр.[1.18 и 5.9,12]. 187 [«Священник, которому Бог дал разумение, чтобы истолковать все слова Его
рабов пророков» (IQ pHab 2.8-9).] См. параллель этому в Пастыре Гермы [2.0]. 188 В дополнение к сказанному остановимся на любопытной фразеологической
детали. Для характеристики роли и назначения Совета общины в Уставе yahad
[IQ S 8.14] использована цитата из Исайи [40.3]: «Приготовьте путь Богу на¬
шему». Эта же цитата отнесена в Евангелии от Матфея [Мф.3.3; см. также
Мк.1.3; Лука 3.4; Иоан.1.23] к Иоанну Крестителю («предтече»). Совет общи¬
ны в Уставе yahad - «камень краеугольный» [IQ S 8.7-8: «Вот стена испытан¬
ная, драгоценный краеугольный камень, да не потрясутся его устои и да не сдви¬
нутся со своего места». Эго пророческая цитата: «.. .так говорит Господь Бог:
вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеуголь¬
ный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. И по¬
ставлю суд мерилом и правду весами и т. д.» (Ис.28.16-17); она использована в