Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/45]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
45 Для Устава yahad характерен любопытный параллелизм, посредством
ноторош обосновываются все установления общины. В Уставе yahad все за¬
коны - это законы Учения (Торы) Моисея и пророков, часть вечной исти¬
ны Бога, их изучение и интерпретация рассматривается как постепенное и
последовательное раскрытие вечной истины Бога по мере достижения со¬
вершенства в праведности и доступно только совершенным благодаря ду¬
ху святости,153 для достижения которого необходимо соблюдение всего ком¬
плекса нормативов праведности, одним из элементов которого является не¬
укоснительное повиновение руководству во всем.154 «Они (руководители об¬
щины) пусть отделятся от местопребывания людей кривды, дабы идти к
пустыне, проложить там дорогу Яхве, как написано...». Аллегория тут же
раскрывается: «Это (означает) исследование Учения (Торы)... сообразно
всему открывающемуся из срока в срок и сообразно тому, что пророки от¬
крыли благодаря его (Бога) святому духу».155 В Комментарии к Хаваккуку,
напротив, сказано: «Имеется в виду Учитель праведности, которому Бог по¬
ведал все тайны слов Его рабов-пророков»;156 «которому Бог дал (вложил в
сердце) мудрость истолковать все слова его пророков-рабов, через которых
Бог рассказал все предстоящее его народу». Он (Учитсль праведности) пред¬
сказал «все, что будет с последним поколением».157 В Уставе yahad смысл Учения открывается постепенно «из срока в срок»,
все новые положения и установления рассматриваются как этапы откры¬
тия вечной божественной истины, скрытой во всей своей полноте до конца
дней, в то время как по Комментарию к Хаваккуку все тайны слов проро¬
ков обо всем, что будет с последним поколением, открыты Учителю пра¬
ведности. Иначе говоря, ему открыта истина во всей полноте. В Дамасском
документе тот, через кого открыта вся истина, назван «мессией Бога».158 Это
косвенно подтверждает мнение тех исследователей, которые считают, что в
Дамасском документе термины «мессия» и «Учитель праведности» - си¬
нонимы.159 153 [См. прим. 42 на стр. 18.] 154 [IQ S 9.7]. 155 IQ S [8.12]—16. 156 lQpHab 7.4-5 [перевод И.Амусина]. 157 IQ pHab 2.7-10. 158 CD 2.12. 159 [Позднее Η. Е. пришла к выводу, что речь может идти об известном сбли¬
жении этих терминов, «синонимами» они станут в Дидахе.]