Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/384]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
384 мирских ценностей. Мир не лежит во зле, мир - в Боге, а зло - резуль¬
тат коварных действий нечистой силы, результат «происков», против ко¬
торых поможет, во-первых, молитва, крестное знамение, имя Божие, во-
вторых, твердое исполнение всех правил и надежда на милость Божью,
терпение, уверенность, что это испытание, уверенность в Боге, то есть
вера. Поэтому искупительная жертва Иисуса Христа - основа культа -
мифу не нужна. Если нет раскола между Богом и миром, то Сыну Божь¬
ему нечего искупать. Ему остается учить, лечить, миловать, наказывать,
прощать, весь гнев обращен на тех, кто его предал и казнил, а то, что он
воскрес - есть само собой разумеющееся следствие его божественности
и его человечности, постоянства его пребывания в мире, проявившихся
когда-то в его деятельности на земле и продолжающихся постоянно. Ни¬
какого суда и второго пришествия в этом мифе нет, незачем приходить
и некого судить (до поры, до времени).1751 И, наоборот, включение в апо¬
крифический миф суда Божьего есть показатель кризиса общества, на¬
рушения его устойчивости, следствие дестабилизации. Суд при этом не
мыслится как конец мира зла и начало Царства Божьего, его не ждут,
его боятся. При этом актуальной становится фигура антихриста, она
конкретна, трактуется как антипод Христа. Приход антихриста есть ко¬
нец света, а не приход Христа есть суд над миром антихриста. В ересях
должно быть наоборот, мир должен быть во власти антихриста, приход
Христа должен ожидаться (так у таборитов, то же у катаров и богоми¬
лов). Эта «еретическая», но по своей сути христианская идея должна в
той или иной степени присутствовать во всех еретических движениях.
Надо полагать, она не осталась чуждой и старообрядчеству на Руси
(древнему благочестию), поскольку движение носило открыто оппози¬
ционный, антицерковный характер и опиралось на книжную уче¬
ность.1752 Преданность принципу, идее - для духовных людей. Преданность
вождю, справедливость «баш на баш», воздаяние, жертва и прочие бла¬
гоглупости - для людей душевных. Здесь начинаются нравственные му¬ 1751 Эго, разумеется, крайне суммарно, но я думаю, что по этим вопросам име¬
ет смысл посмотреть апокрифы. 1752 Следует проверить это по «Житию протопопа Аввакума».