Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/38]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
38 по всем правилам свитка Войны (в свитке Войны предписывается отве¬
чать насмешками и презрением на все предложения врага107), разобла¬
чали «толкователей скользкого в последние дни» («Ефраим»), боролись
за «простецов Ефраима»108 и дали (против Ирода, конечно) понятный
массам лозунг «отпрыска Давида, помазанника Божьего, мессии Израи¬ 107 [«будем глумиться над царями, презирать и высмеивать сильных, потому
что Господь свят и с нами Царь Славы, (с) народом святых» (1Q М 12.6-7);
ср. BJ 2.8.10.] Ср. «печерских разбойников» [то есть «разбойников в пещерах»,
см. Joseph., BJ (slav.) 1.16.1-4: «Ирод... безъ скорби взя Сепфору, отгулу же иде
на печерскиа разбоиникы. Множество же ихъ бысть по пришриемъ. Пути же
на нихъ не бысть. И не могшу Иродови что сътворити имъ, и смотревъ дЬло
люто, устроивъ бо ларце, сирГч въ скринях, възложивъ лучыпая мужа, и свеси
уже по пещерамъ. И тип мужи, иже на ларцех, кладяху огнь въ устии пещерамъ.
И тЬм дымомъ издыхахуть. Хотя же Ирод живых изимати неколко ихъ славы
ради, даяше имъ руку. Они же, с м Г ю щ е с я ему, умираху. Единъ же от нихъ
старъ, имЬя жену и 7 сыновъ, поношаше Ирода о слабости и о малодушии. Це¬
сарь же моляшется ему и дааше ему санъ и имГнис много, абы пощадил себе и
дЬтеи, и вынидуть к нему живи. Старец же, разе м Г я в с я велми, емъ же¬
ну за власы, и посече ю, и сыны по единому. И послТди въздвиг руку с мечемь
и рек: Съмьрть свободна есть лучыпи ми твоего цесарьства; и та рекъ, въгрузи
мечь в утробу свою». Ср. AJ 14.15.4-5; BJ 1.16.2-4. После избиения «разбой¬
ников» Ирод пошел на Иерусалим. Эта акция послужила прототипом для еван¬
гельской истории избиения Иродом вифлеемских младенцев (Протоев. Иако¬
ва 22; Мф.2.16-18); «младенцы» значит «младшие», это кандидаты в члены об¬
щины; в Евангелии сказано, что они были «от двух лет и младше», они погибли
прежде, чем успели пройти двухгодичный испытательный срок; говоря «виф¬
леемские», Протоевангелие Иакова указывает не на город, где происходила рез¬
ня, а на то, что повстанцы были мессианистами и ждали Сына Давидова. Виф¬
леем - город Давида. По словам Иосифа Флавия (BJ 1.16.2), «разбойники» обла¬
дали и опытом воинов, и смелостью разбойников - прекрасная характеристика
повстанческой армии; они вели бой по правилам военного искусства. Здесь же,
в окрестностях Сепфоры, Иуда Галилеянин сформировал свою армию «отча¬
янных людей» (A.J 17.10.5); избиение «младенцев», таким образом, есть предыс¬
тория зелотской организации (Галилейской общины Евангелий). Ср. евангель¬
скую притчу о семи братьях (Мф.22.23-32; Мк. 12.18-27; Лука 20.27-38); см.
R.Eisenmann. The Dead Sea Scrolls and the First Christians, c. 41, прим. 82;
c. 68-69, прим. 127.] 108 [См. 4Q 169 fr.3—4 2.2-12; 3.3-8].