Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

: [url=http://txt.drevle.com/text/zuber-ot_kumrana_do_novogo_zaveta-2002/378]Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002[/url]
 

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
378 ская религия» - и «православие», «православная церковь» оказались по
разные стороны баррикад. Достаточно взглянуть на Чаадаева, на като¬
лическое окружение Гоголя, на картину Ал. Иванова «Явление Христа
народу», на работы Н. Ге и других художников-шестидесятников, на
Соловьева, Достоевского, Победоносцева и Л. Н. Толстого, на народо¬
вольцев. Православная церковь - опора национального (национально¬
религиозного) самосознания, начиная с середины XIX века конфессио¬
нальные перегородки открыто политизировались, приобрели идейно¬
политическое значение синонима национально-религиозного единства. *** Все догматические религии пытаются спасти человека в этом мире,
не выходя из него, не изменяя его и не разрушая. Потому что этот мир
изменить нельзя, а чтобы в этом не было сомнения, говорится, что мир
создан богами и вечен. Значит, изменить можно лишь человека, так по¬
лагала и античная философия, начиная с Сократа. Этика - это своего
рода рессоры [благодаря которым мир не разваливается на куски], а яс¬
ное понимание неразрешенного противоречия и трагичности судьбы
всякого человека в мире остается. Мудрец стоиков с его презрением к
благам - вот предел, который философия не переступает. Блага ничтож¬
ны, следовательно, от них можно отказаться, спокойствие дороже, мир
нельзя изменить. [... ] В Кумране пытались изменить мир и сам Бог был
гарантом его изменяемости. [...] Почему общество основано на частной собственности и эксплоата-
ции? Если изменить общество, человек изменится? Если изменить че¬
ловека, изменится ли общество, как думали просветители? Может ли че¬
ловек измениться, живя в таком обществе? Что движет человеком? Им
движет личный интерес, выгода. Значит, нельзя? Кумранская община
была моделью будущего общественного устройства потому, что одновре¬
менно готовила нового человека1745 («новую плоть») и новые об¬
щественные отношения. «По мере учреждения духа святыни раскрыва¬
ется истина», и по мере раскрытия истины «из срока в срок» меняется
общество. Такое место занимала этика в системе взглядов Кумрана. 1745 [Ср. Еф.2.15; 4.24; Кол.3.9-10].